Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

"Только всего и желаю, Бражничать блудно да есть". История самого скандального поэта Серебряного века Александра Тинякова

Оглавление

Серебряный век русской поэзии был временем эпатажных личностей, но даже на общем весьма фривольном фоне выделялся Александр Тиняков, которого современники считали худшим человеком и поэтом в России. Кощунственные вирши Тинякова никто и в грош не ставил, а тот, стремясь привлечь внимание к своему "творчеству" всеми силами эпатировал общественность.

Своеобразным творческим манифестом Тинякова можно назвать короткое стихотворение 1914 года под названием "Искренняя песенка":

Я до конца презираю
Истину, совесть и честь,
Только всего и желаю:
Бражничать блудно да есть.
Только бы льнули девчонки,
К черту пославшие стыд,
Только б водились деньжонки
Да не слабел аппетит.

Собственно говоря, в этих восьми строчках отразилось и творческое и жизненное кредо Тинякова. В творчестве он стремился к разрушению всех морально-нравственных устоев общества, в жизни, в общем-то, тоже.

Поэт от сохи

Родился Александр Тиняков в 1886 году в настоящей, кондовой русской провинции - в селе Богородицком Мценского уезда Орловской области. Отец будущего поэта был зажиточным крестьянином. Отец мечтал, чтобы сын получил настоящее, "господское" образование и, не пожалев денег, отправил его учиться в Орловскую гимназию. Студентом Тиняков был не самым прилежным: его гораздо больше интересовали выпивка и женщины, чем точные науки.

В 1903 году газета "Орловский вестник" опубликовала несколько стихотворений Тинякова и даже выплатила гимназисту небольшой гонорар. Поняв, что стихами можно зарабатывать, Александр бросает гимназию и отправляется покорять Москву. Здесь он активно посещает библиотеку, занимается самообразованием, старается пробиться в так называемую "литературную тусовку". В Москве Александр знакомится с Л. Андреевым и А. Серафимовичем. Помимо прочего, Тиняков посещает издательство "Скорпион", в которое загодя отправил толстую рукопись своих стихов. Основатель издательства Валерий Брюсов отказался публиковать вирши Тинякова, но тот не обиделся: знаменитый поэт-небожитель произвел на молодого провинциала огромное впечатление.

Тиняков, подобно Гавриле из "Двенадцати стульев", ежедневно ходил по редакциям со своими стихами. Большинство редакций отказывались публиковать его вирши. Лишь журналы "Перевал" и "Золотое руно" изредка брали его стихи. Зато Тиняков знакомится с такими литераторами, как В. Ходасевич, С. Клычков, Б. Садовский.

Александр Тиняков. Фото: общественное достояние.
Александр Тиняков. Фото: общественное достояние.

В 1914 году Тиняков решает, что Москва слишком консервативна для него и перебирается в Петербург. В столице империи поэт посещает салон Гиппиус и Мережковского, знакомится с Гумилевым, Ахматовой, Северянином, Г. Ивановым. Он становится завсегдатаем и своего рода символом литературного кафе "Бродячая собака", из которого пьяного Тинякова неоднократно вышвыривали, но он всегда возвращался на свой "пост".

"Радость жизни"

В 1921 году Тиняков публикует стихотворение, которое шокировало даже тех, кто хорошо его знал. С этого момента Александр Иванович окончательно закрепил за собой звание самого циничного поэта страны. Стихотворение имело весьма приятное название - "Радость жизни":

Едут навстречу мне гробики полные,
В каждом – мертвец молодой.
Сердцу от этого весело, радостно,
Словно березке весной!
Вы околели, собаки несчастные, –
Я же дышу и хожу.
Крышки над вами забиты тяжелые, —
Я же на небо гляжу!
Может, – в тех гробиках гении разные,
Может, – поэт Гумилев…
Я же, презренный и всеми оплеванный,
Жив и здоров!
Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь
Падалью, полной червей,
Но пока жив, – я ликую над трупами
Раньше умерших людей.

Самое удивительное, что это стихотворение вполне себе адекватно передает жизненные воззрения Тинякова. Для него ничего святого не было не только в поэзии, но и в жизни.

Особенно читателей задело упоминание Николая Степановича Гумилева, которого в августе 1921 года расстреляли чекисты. Прочтя "шедевр" Тинякова, Михаил Зощенко написал в дневнике:

«История нашей литературы, должно быть, не знает сколько-нибудь равного цинизма, сколько-нибудь равного человеческого падения».

Тиняков в ответ на нападки со стороны читательской и литературной общественности заявил, что люди, которым весело глядеть на гибель других, существуют. А раз они существуют, их нужно описывать, иначе будет отступление от правды жизни.

Профессиональный нищий

После окончательного укоренения Советской власти стихи Тинякова печатать перестали, и, чтобы заработать, он начал писать пропагандистские вирши, восхваляя большевиков.

Революции грозная сила
Пред собою не знает препон:
В феврале она в щепки разбила
Николая Бездарного трон.
В октябре она смелым ударом
Соглашателей свергла во прах,
И по селам промчалась пожаром,
И огнем расцвела в городах.

Конечно, такие стихи было проще печатать и получать за них гонорар. С 1918 года Тиняков написал сотни подобных стихотворений. Все они печатались в газетах под псевдонимами, которых у Александра Ивановича было множество.

Однако, доходов от стихов Тинякову категорически не хватало, и он не придумал ничего лучшего, чем стать профессиональным нищим. В 1926 году Александр Иванович впервые вышел на паперть с табличкой "Подайте бывшему поэту" на шее.

Михаил Зощенко, которые принимал посильное участие в судьбе Тинякова, однажды начал стыдить того за нищенство, говорить, что это унизительно. Александр Иванович ответил:

«Унизительно не жрать. Унизительно околеть раньше положенного срока. Все остальное не унизительно».

В 1930 году получило распространение стихотворение Тинякова, в котором тот прошелся по всей большевистской верхушке. Вскоре к поэту пришли чекисты. Александра Ивановича обвинили в попрошайничестве и публичном чтении контрреволюционных стихов. Суд приговорил поэта к трем годам заключения. Отбывал наказание Тиняков на Соловках. Освободившись, Александр Иванович вернулся в Ленинград, но уже совершенно больным. 17 августа 1934 года самый скандальный поэт Серебряного века скончался в больнице Памяти жертв революции.

Современная оценка творчества Тинякова

Свою поэзию Тиняков называл "поэзией плевочков" - это значило, что он не стесняется описывать самые низменные стороны жизни, например, описывать жизнь плевка.

Любо мне, плевку-плевочку,
По канавке грязной мчаться,
То к окурку, то к пушинке
Скользким боком прижиматься.
Пусть с печалью или с гневом
Человеком был я плюнут,
Небо ясно, ветры свежи,
Ветры радость в меня вдунут.
В голубом речном просторе
С волей жажду я обняться,
А пока мне любо – быстро
По канавке грязной мчаться.

Изображение низменных сторон жизни и есть, по мнению современных литературоведов, самая сильная сторона Тинякова. Александр Иванович писал на темы, которые другие поэты старательно обходили стороной. Тиняков упивался собственным падением, низостью, подобно Смердякову из "Братьев Карамазовых".

В наше время в среде так называемого русского авангарда в литературе Тиняков - фигура едва ли не культовая. Влияние Александра Ивановича несомненно прослеживается на таких авторов, как Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Ерофеев, Дмитрий Липскеров и т.д.

Такова история Александра Ивановича Тинякова, поэта, который был готов пойти на все ради славы и денег, но в итоге оказался на паперти.

Всем добра!

Еще больше статей про поэтов, писателей, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.