Не знаю, на какой балл я сдала бы ЕГЭ по литературе. Помню, как классная руководительница дочки спросила на собрании, кто выбрал для сдачи литературу. Несколько человек робко подняли руки, и она сказала:
- Поздравляю, вы записались в отряд камикадзе.
В итоге оказалась совершенно права. Они с дочкой долго отходили от полученного результата. Хотя в нашем доме море книг, и мы обе повернуты на чтении.
Со школьных времен я, правда, не перечитывала "Капитанскую дочку". Но, как выяснилось на днях, неплохо ее помню.
По ОТР показывали экранизацию повести. Не ту - аж 1958 года, где Петю Гринева играет Олег Стриженов, Машу Миронову - Ия Арепина, Швабрина - Вячеслав Шалевич. И звучит музыка Тихона Хренникова.
О новой версии я слышала немало добрых слов, читала хорошие рецензии. Еще бы - ведь Емельяна Пугачева сыграл сам Владимир Машков, а Швабрина Сергей Маковецкий. И уже ради этого стоило задержаться у экрана.
Всё было убедительно страшно, на русский бунт, бессмысленный и беспощадный, авторы не пожалели крови и красок. Но я ждала самую красивую сцену, когда Маша с целью спасти жизнь любимого приехала в Царское село, выведала у племянницы придворного истопника расписание жизни императрицы и выбежала утром в сад...
Простите, далее по тексту Алекандра Сергеевича. Насладитесь слогом, если подзабыли:
«Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала молчание.
— Вы, верно, не здешние? — сказала она.
— Точно так-с: я вчера только приехала из провинции.
— Вы приехали с вашими родными?
— Никак нет-с. Я приехала одна.
— Одна! Но вы так еще молоды.
— У меня нет ни отца, ни матери.
— Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
— Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
— Вы сирота: вероятно, вы жалуетесь на несправедливость и обиду?
— Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
— Позвольте спросить, кто вы таковы?
— Я дочь капитана Миронова.
— Капитана Миронова! того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
— Точно так-с.
Дама, казалось, была тронута.
«Извините меня, — сказала она голосом еще более ласковым, — если я вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся вам помочь».
********
И вот эта сцена в экранизации 1999 года, которая называется "Русский бунт".
Зима. Ну, ладно... Маша прячется за деревом, ожидая звонкую тройку удалую.
Я подумала - наверняка она сейчас бросится под лошадь, как француженка в "Звезде пленительного счастья".
И угадала!
Прием сработал, как и в том кино. И девушку допустили к императрице.
А та не пешком с маленькой белой собачкой - в шикарной повозке дорого-богато - да еще и с бокалом вина в руке (и ведь не расплескался по дороге).
Чего стесняться? Все в длинном кортеже государыни гуляют и пьют.
И не только лишь это себе позволяют.
Во-первых, это красиво, наверное, подумали создатели и продюсеры фильма.
Маша сразу представилась - на фоне хохота-хихиканья подвыпившей императрице. И достала из муфты свое прошение.
- Ха-ха-ха-ха... Простите, милая, мой долг помогать вам. Вы такая очаровательная, - с весьма заметным акцентом произнесла государыня. - Вы так юны. В чем ваша просьба?
- Я приехала просить милости и справедливости в деле прапорщика Гринёва.
- Но, дитя мое, он офицер, он дворянин. И он пристал к самозванцу не из невежества, а как безнравственный и вредный негодяй (здесь почти по Пушкину).
- Это неправда!
- Что неправда? (хохот окрест стоит неимоверный).
- Неправда. Умоляю меня выслушать.
- Увольте, - отвечает императрица. И машет кучеру платком.
Маша, естественно, не сдается. И бежит вровень с повозкой, выкрикивая на ходу:
- Он самый добрый! Благородный человек! Из всех, кого я знаю на свете! он для меня одной подвергся... (дальше я разобрать не смогла, несмотря на старания дублерши зарубежной исполнительницы роли Марьи Ивановны). Это я во всем виновата!
- Хорошо, я прочту, - услышала падающая на снег Маша, глядя вслед улетающим разгульным тройкам.
Дальше Маша молится у дерева, а Петя у себя в застенках.
**********
Сцена следующей встречи Маши с государыней поразила меня не меньше.
Снова припадем к первоисточнику. В принципе, сейчас уже всем наплевать на то, что там когда-то написали классики. Остается только наблюдать - до какой степени.
"Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни. Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали ее и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала ее и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».
Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она, — но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила".
Фильм. Маша идет по залам дворца.
Зашла в уборную. Стоит, озираясь, совсем одна. И вдруг слышит мужской голос.
- Дело ваше кончено, дитя моё.
- Вот письмо, которое вы сами потрудитесь передать будущему свекру, - говорит ей появившийся ниоткуда молодой франт, за ходу запахивая дорогой халат или шлафрок, как его, прости Господи, не помню.
Мне показалось, что он прямо сейчас попросит ее отблагодарить. Но он не стал брать на себя все заслуги.
- Государыня убеждена в невиновности вашего жениха.
Тут Маша от счастья начала падать в обморок, хотя уже колотили виселицу и каждая минута была на счету - прямо в объятия красавцу.
А куда еще-то?
- Ох, девица, то слезы, то обморок, - прокомментировал он, услышав за спиной шаги.
- Доставьте мне удовольствие поздравить вас, - сказала не вовремя вошедшая императрица.
- Простите меня, ваше величество. Простите мне мою выходку, - затрепетала у ее ног девушка, пока у окна за ее стремительным виражом наблюдал дорогой халат.
Ну, правда, это красиво?
- Это вы меня простите, дитя мое, вы добились цели. Любовь - единственное богатство в нашей жизни.
- Может быть, единственный смысл ее. Поверьте мне.
- Впрочем, я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я берусь за устройство вашего состояния.
Заинтересованный взгляд с кушетки.
Кто знает - может, если бы я потрудилась заранее прочесть вот этот анонс:
«Русский бунт» – вольная экранизация повестей А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и «История Пугачева», созданная российским режиссером Александром Прошкиным в 2000 году при поддержке французской кинокомпании «StudioCanal».
то еще бы сама и воскликнула:
Мало-мало-мало-мало-мало огня! Что-то французы постеснялись развернуться как следует.
Но школьников, по крайней мере, до экзаменов, а дальше пусть как хотят, отослала бы все-таки к версии 1958 года. Ничего что черно-белая. Перебьются. Зато в отряде камикадзе оружие в их руках будет правильное.