Главным московским живописцем XV века был Дионисий. В работе ему помогали два сына Феодосий и Владимир. Художник начинал работать в Пафнутьево-Боровском монастыре (Ни одной работы того времени не сохранилось), в это же время он писал больше светлые иконы митрополитов Алексея и Петра: в среднике каждой иконы изображен митрополит, держащий в одной руке Евангелие, а другой благословляющий мир.
В 1480-1490х годах Дионисий работал в Иосифо-Волоколамском монастыре. Там он создал четырехярусный иконостас в церкви и множество икон. Из них сохранилась икона "Одигитрия", написанная на обгоревшей в пожаре доске византийской иконы Богоматери.
Церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре была расписана Дионисием в последние годы его жизни. Фрески этой церкви написаны яркими цветами. Они создают праздничное и торжественное впечатление.
Искусство Дионисия, по сравнению с Рублёвской школой является более декоративным, с несколько потерянным смыслом сюжета, но, при этом, всё же считается великолепным для своего времени.
В XVI веке возрос интерес к русской истории, была составлена Степенная книга и несколько летописных сводов.
После создания Стоглавого Собора, в котором описывались строгие требования к иконописи, художники должны были следовать древним образцам иконописи, которые контролировала церковь.
Роспись Благовещенского собора в Кремле - одна из самых ранних работ московской монументальной живописи XVI века. Ей занималась артель художников во главе с сыном Дионисия, Феодосием. В украшении куполов и сводов художники следовали старой традиции, при этом в росписи присутствует необычно большое количество сцен из Апокалипсиса.
В 1515 году были созданы несколько фресок в московском Успенском монастыре. Наиболее яркая из них: Богоматерь на троне, окруженная радужным сиянием. Эти росписи очень напоминают работы Дионисия.
В XVI веке появляются светские росписи. Например, в 1547-1552 была расписана Золотая палата Кремлевского дворца: на ней в изображениях на библейские темы прославлялись военные подвиги Ивана VI.
После пожара 1547 года в Москве в столицу были приглашены псковские художники. Они писали иконы для Благовещенского собора по образцам Троице-Сергиевой лавры.
Миниатюра в XVI веке стала получать всё бОльшее распространение. В ней изображали бытовые сцены и детали. "Лицевое Евангелие"- это четыре миниатюры, изображающие евангелистов были созданы Феодосием, сыном Дионисия. А так же иллюстрированное Житие Бориса и Глеба - является выдающимся памятником миниатюры того времени.
Вместе с первыми печатными книгами в середине XVI века в Москве появилась гравюра на дереве - "ксилография".
В русской живописи XVI века художники впервые начинают изображать людей в привычном обличии, в бытовых сценах, таким образом подготавливаясь к новому реалистичному периоду живописи XVII века.
О дальнейших этапах развития русской живописи я расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!
#история россии #история искусства #живопись #культура #искусство