Сенька - лишний рот ( рассказ)
Угрюмого Сеньку привезли в дом отца холодным осенним вечером. Отец завел его за руку, усадив на высокий стул.
- Раздевайся, знакомься с семьей. Вот моя жена Зина, а там, на диване - твоя сестра Аня. Теперь это твой дом, привыкай, - сказал Сергей и вышел во двор управляться по хозяйству.
Сенька исподлобья оглядел комнату и стянул шапку, шмыгнув носом. Не понимал шестилетний мальчишка, почему так получилось, что еще вчера он жил с мамкой, а сейчас отец, которого он и не знал толком, привез его в чужой дом. Словно волчонок поглядывал он на новую семью с опаской.
- Сеня, ну что же ты спрятался в уголочке то!- воскликнула Зина, подбежав к мальчику, - давай, снимай обувь, проходи. Я покажу тебе твое место. Тут мы тебе диванчик поставили, а рядом видишь – стол твой. Тут ты уроки делать будешь, как в школу пойдешь.
Сеня аккуратно разулся, убрал обувь в сторонку, стараясь спрятать худые носки, которые были еще и велики ему. Не смело прошел по комнате и сел на край дивана.
Он вспомнил свою мать, свой дом, в котором он жил до настоящего момента. Мать его последнее время вела аморальный образ жизни. Часто выпивала, за сыном не следила. Сколько не пытались ее пристыдить и наставить на путь исправления – толку не было. Отец Сени не на шутку стал переживать за сына. Хоть он и оставил его с матерью после развода, не мог спокойно смотреть на то, как ребенок растет в таких условиях – пьяная мать, посторонние мужчины в доме, где всегда не убрано и не наготовлено еды. Пройдя комиссии и суды, отец мальчика получил право проживания сына с ним, доказав, что с такой матерью ему совсем тяжко будет.
Зина сама увидела, что мальчик в запущенном состоянии, его одежда была старая и грязная, совсем не по возрасту. Сам Сеня был напуган и больше молчал. Мать Зины, которая жила с ними, не очень обрадовалась тому, что сын зятя теперь будет у них жить:
- Вот, повесил теперь тебе на шею мальчишку, не было печали. А ты все улыбаешься! Видишь же, что он как волчонок дикий – ни с кем не разговаривает. Не удивлюсь если он еще и хулиган, вон с какой матерью рос.
- Мама, зачем ты наговариваешь на Сеню. Да, он боится пока, не привык еще. Но я знаю, что он добрый и хороший мальчик, у Сергея и не может быть другого сына,- щебетала Зинаида, готовя обед на большую семью.
- Ты смотри, аккуратнее с ним. Да поглядывай, чтоб Анютку не обижал. Кто знает, что у него на уме,- не унималась мать Зины.
- Не переживай мам, все будет хорошо. Просто нужно время. Нам всем нужно время, чтобы привыкнуть.
Сеня привыкал к новой семье долго. Поначалу всегда был насторожен, не шел на контакт. Не привык он к такой обстановке. Ел, правда, хорошо, за двоих так сказать.
Больше всего он боялся бабу Настю, мать Зины. Как - то он услышал ее разговор с соседками, где она называла его «лишним ртом». Не смышленый он был еще, не мог понять – почему его рот лишний, ведь он у него один, как и у всех.
Через год Сеня готовился к поступлению в школу. Ему купили хорошую школьную форму, красивый ранец, который ему особенно нравился. По вечерам он смотрел на все школьное приданное и думал о том, кто же поведет его в школу. Раз отец постоянно на работе, то, наверное, на линейку он пойдет с тетей Зиной. А если она не сможет пойти! Ведь она постоянно возится с сестрой Аней. Тогда придется идти с бабой Настей! – Сеня зажмурился от этой мысли, потому как очень не хотелось ему идти на праздник с ней. Он чувствовал, что она его невзлюбила, раз даже странную кличку ему придумала – лишний рот.
- Ты все перед ним на цыпочках бегаешь, а он тебя даже мамой не называет, - как то заявила баба Настя.
- Мам, ну чего ты пристала к мальчику. Ну не называет мамой, называет тетей. И что с того? - Зина старалась защитить пасынка от нападок.
- А того! Смотрю на вашу новоиспеченную семью и диву даюсь – жили себе, горя не знали, а тут те раз – и сын у тебя невесть откуда нарисовался! А муж твой вообще спросил – хочешь ли ты чужого ребенка растить? Как ни как готовить, стирать, учить тебе его, а не ему. Он на своей работе пропадает, а ты все как заведенная носишься. Лишний рот то на тебя повесили! – не унималась мать Зинаиды.
- Тише мам! Ты что такое говоришь. Какой лишний рот? Это сын моего мужа, а значит и мой сын. И без разницы, как он меня называет. Он не лишний рот, ни когда не говори так больше.
- Бесхарактерная ты потому что, Зина! Как появился этот мальчонка, так и все наперекосяк пошло – комнату перегородили, забот прибавилось. Лишний рот он и есть лишний, - баба Зина всегда была сварливой женщиной, а сейчас особенно не могла сдержаться.
Все это время Сеня стоял за занавеской и слушал их разговор. Теперь он понял, что значит лишний рот. Понял, что мешает семье отца, что не нужен он здесь. Такие выводы он сделал, не понимал еще сути вещей. Потихоньку мальчик сложил в старую сумку несколько своих вещей и решил уйти из дома отца. Очень его обдели слова бабы Насти. Он вышел за калитку и пошел в сторону дороги, которая вела из села. Не зная куда пойти, решил идти прямо. Дойдя до края села, присел на склоне оврага, вытирая слезы обиды:
- Ни кому не нужен я! Ни мамке, не папке. Лишний рот, вот я кто,- всхлипывая, шептал Сеня, да так и уснул.
***
- Сеня! Сенечка сынок!- по всему селу были слышны крики взрослых, которые с фонарями искали убежавшего мальчика.
- Где мальчик наш, где же он,- Зина с мужем сбились с ног, прочесывая все село вдоль и поперек.
Зина плакала без остановки, платок сбился на плечи, волосы растрепались от ветра. Муж был испуган не меньше ее, старался не пропустить ни одного закоулка, но одного заброшенного дома или других мест, где мог спрятаться Сеня.
- Это я, я виновата,- Зина вытирала мокрое от слез лицо, сев поблизости того самого оврага, где спал мальчик,- я не уберегла его, не смогла сделать так, чтобы е хорошо у нас было! Сеняяяя, сынок где ты??
- Не надо себя винить, ты и так все делала, что могла Зина. Это я виноват, свалил все на тебя, сам не занимался сыном как положено. Не прощу себе, если с ним что случится,- отвечал Сергей.
Обнявшись, они сидели некоторое время и, уже было, собрались продолжить поиски, как увидели силуэт маленького мальчика. Сонный и замерзший Сеня стоял в двух метрах от них, не понимая до конца, что происходит.
- Сеня! Сенечка!!! – Зина кинулась обнимать и целовать пасынка, пытаясь натянуть на него свою теплую кофту,- замерз, замерз сыночек! Ну что ж ты от нас прятался то, как же мы переживали с папкой.
Сеня расплакался и уткнулся в теплую шею Зины.
- Ты чего нас пугаешь так сын?- серьезно спросил отец,- мы думали, что с ума сойдем, пока найдем тебя.
Сеня вытер слезы и тихо сказал:
- Прости папа, что я так поступил. Я слышал, как меня называют, говорят, что я лишний рот. А я не хочу быть лишним. Не хочу вам мешать.
- Какой еще лишний рот?! – Зина посмотрела в глаза мальчику,- ты не лишний, ты такой же наш сын! Мы с папкой тебя любим так же, как и Анечку. Ты выбрось эти глупости из головы и не слушай больше глупые разговоры!
Сеня смотрел в заплаканные глаза Зины и понимал, насколько он ей дорог. И ей и отцу. И как они ему дороги и как он не может без них теперь.
- Пойдем домой… мама?
***
Прошло несколько лет. Сеня радовал родителей хорошими оценками и больше ни когда не расстраивал их. Он очень ценил любовь и заботу своей приемной матери. А бабе Насте раз и навсегда запретили называть его лишним. Поначалу она ворчала по привычке, но потом и вовсе переехала в город к дочери.