На вопрос, поставленный в заглавии, священник, богослов, духовный писатель и проповедник, Александр Мень ответил так.
Надо сначала определиться со смыслом понятия «спасение». Ведь очень часто и сегодня есть какое-то слово, понятие, которое на языке и устах, а смысл его не ясен. Если нет осознанности и понимания, что имеется ввиду, то действия, совершаемые так — неосознанны, непонятны.
Поэтому Александр Мень замечает две вещи:
- Спасение есть приобщение человека к божественной жизни.
- Такое приобщение не бывает однородным. Человек ищет Бога и Бог ищет человека.
Зависит от меры и возможностей самого человека. Бог открывается человеку, сообществу, народу в той мере, в какой готов человек, сообщество и народ. Бог не откроется, если человек не готов. Он стучится в сердце к человеку, но от человека зависит открыть сердце или нет.
При этом, Александр Мень замечает, что подлинное приобщение к Богу может быть только через его непосредственно явление Бога человеку, людям. И такое явление дано через Христа, говорит проповедник. Когда Бог открылся через Него.
Поэтому, в христианском мире и говорят, что вне Христа нет спасения так, как есть во Христе.
Но случаи приобщения к Богу известны исторически и в опыте древних мистиков, пророков, суфиев, дервишей, индийских брахманов. Это путь снизу вверх, от поисков человеческой души — вверх к Богу. Они совершали особые ритуалы, впадали в особые мистические состояния и им в какой-то мере открывался Бог.
В христианском мире другой путь, это путь сверху вниз — от Христа к человеку.
Бог Сам идет навстречу человеку и открывается человеку через Христа, через чистоту сердца человека (не ритуал, а чистота сердца - дверь спасения, как соединения с Богом). Такой опыт спасения является более полным. Не самым полным, а более полным, потому что всей полноты Бога человеку не давно вместить в себя и даже представить.
Александр Мень твердо считает и утверждает, что нет полностью неверующих людей. Даже если человек открыто заявляет о безбожии, в душе его есть крупицы Божьего, в глубоких слоях души. Поэтому, Александр Мень говорит, что:
«Какое-то спасение, какая-то приобщенность к божественному может быть даже у атеиста, мысль которого повернута в ложную сторону, но сердце которого какую-то крупицу Божьей благодати получает». (Александр Мень «Ответы на вопросы». Из фонда имени Александра Меня).
Далее, Александр Мень подчеркивает:
«Спасение начинается тут, по эту сторону жизни. Это причастие подается нам тут, в этой жизни, а там оно будет развиваться дальше». (там же)
Что дает спасение тут? Что дает приобщение к Богу? И в чем выражается?
Человек живет в согласии с Богом, получает откровения для творчества и созидает в своей земной деятельности. Действует по жизни не бездумно, а осознанно. Осознавая цели, мотивы и ситуации. Взаимодействуя с людьми, может понимать и чувствовать их мир, поступать деликатно, совестливо по отношению к ним, не нарушая границ другого человека.
Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.