Найти в Дзене
Игорь Орлов

Можно ли спастись вне церкви? Отвечает священник Александр Мень

Оглавление

На вопрос, поставленный в заглавии, священник, богослов, духовный писатель и проповедник, Александр Мень ответил так.

Надо сначала определиться со смыслом понятия «спасение». Ведь очень часто и сегодня есть какое-то слово, понятие, которое на языке и устах, а смысл его не ясен. Если нет осознанности и понимания, что имеется ввиду, то действия, совершаемые так — неосознанны, непонятны.

Александр Мень. Священник, духовный писатель, проповедник, богослов (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень. Священник, духовный писатель, проповедник, богослов (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)

Поэтому Александр Мень замечает две вещи:

  • Спасение есть приобщение человека к божественной жизни.
  • Такое приобщение не бывает однородным. Человек ищет Бога и Бог ищет человека.

Зависит от меры и возможностей самого человека. Бог открывается человеку, сообществу, народу в той мере, в какой готов человек, сообщество и народ. Бог не откроется, если человек не готов. Он стучится в сердце к человеку, но от человека зависит открыть сердце или нет.

При этом, Александр Мень замечает, что подлинное приобщение к Богу может быть только через его непосредственно явление Бога человеку, людям. И такое явление дано через Христа, говорит проповедник. Когда Бог открылся через Него.

Поэтому, в христианском мире и говорят, что вне Христа нет спасения так, как есть во Христе.

Но случаи приобщения к Богу известны исторически и в опыте древних мистиков, пророков, суфиев, дервишей, индийских брахманов. Это путь снизу вверх, от поисков человеческой души — вверх к Богу. Они совершали особые ритуалы, впадали в особые мистические состояния и им в какой-то мере открывался Бог.

Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)

В христианском мире другой путь, это путь сверху вниз — от Христа к человеку.

Бог Сам идет навстречу человеку и открывается человеку через Христа, через чистоту сердца человека (не ритуал, а чистота сердца - дверь спасения, как соединения с Богом). Такой опыт спасения является более полным. Не самым полным, а более полным, потому что всей полноты Бога человеку не давно вместить в себя и даже представить.

Александр Мень твердо считает и утверждает, что нет полностью неверующих людей. Даже если человек открыто заявляет о безбожии, в душе его есть крупицы Божьего, в глубоких слоях души. Поэтому, Александр Мень говорит, что:

«Какое-то спасение, какая-то приобщенность к божественному может быть даже у атеиста, мысль которого повернута в ложную сторону, но сердце которого какую-то крупицу Божьей благодати получает». (Александр Мень «Ответы на вопросы». Из фонда имени Александра Меня).

Далее, Александр Мень подчеркивает:

«Спасение начинается тут, по эту сторону жизни. Это причастие подается нам тут, в этой жизни, а там оно будет развиваться дальше». (там же)

Что дает спасение тут? Что дает приобщение к Богу? И в чем выражается?

Человек живет в согласии с Богом, получает откровения для творчества и созидает в своей земной деятельности. Действует по жизни не бездумно, а осознанно. Осознавая цели, мотивы и ситуации. Взаимодействуя с людьми, может понимать и чувствовать их мир, поступать деликатно, совестливо по отношению к ним, не нарушая границ другого человека.

Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.