Найти в Дзене

Алалия с точки зрения нейропсихологии

Алалия является самым тяжелым нарушением речи, связанным с поражением ЦНС. При этом виде нарушения речь не развивается. Существуют две формы алалии: сенсорная и моторная. В норме речь ребенка развивается с опорой на слух. При сенсорной алалии ребенок не воспринимает звуки родной речи. Она звучит для него как иностранная. При этом физический слух у таких детей сохранен. Детей с сенсорной алалией часто путают с детьми с умственной отсталостью. Однако, если у ребенка с сенсорной алалией есть задержка психического развития, то она вторична, вследствие недоразвития речи. Детей с сенсорной алалией от детей с умственной отсталостью отличает эмоциональность, заинтересованность, «живость». Чаще встречается другая форма алалии — моторная алалия. Такие дети почти в полном объеме могут понимать речь окружающих, но сами не говорят. Для полноценного развития речи ребенок должен в полной мере познавать мир. Через внимание, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. «Внешний мир и содержит речь» — Т.Г.В
Оглавление

Алалия является самым тяжелым нарушением речи, связанным с поражением ЦНС. При этом виде нарушения речь не развивается.

Существуют две формы алалии: сенсорная и моторная. В норме речь ребенка развивается с опорой на слух. При сенсорной алалии ребенок не воспринимает звуки родной речи. Она звучит для него как иностранная. При этом физический слух у таких детей сохранен. Детей с сенсорной алалией часто путают с детьми с умственной отсталостью. Однако, если у ребенка с сенсорной алалией есть задержка психического развития, то она вторична, вследствие недоразвития речи.

Детей с сенсорной алалией от детей с умственной отсталостью отличает эмоциональность, заинтересованность, «живость».

Чаще встречается другая форма алалии — моторная алалия. Такие дети почти в полном объеме могут понимать речь окружающих, но сами не говорят.

Для полноценного развития речи ребенок должен в полной мере познавать мир. Через внимание, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

«Внешний мир и содержит речь» — Т.Г.Визель.

С точки зрения работы мозга, основное условие для приобретения речи — это связь между звуками и образами (зрительными), которые существуют во внешнем мире, и той областью в мозге, которая перерабатывает их в речь.

Для этого существуют проводящие пути из белых волокон. Если они повреждены — речь не приобретается. Получается, что алалия — это нарушение связей между зонами, отдельными участками мозга. Если зрительный образ предмета не поступает в слуховую зону, ребенок не будет знать, что этот предмет и это слово — одно и то же. Если из слуховой зоны сигналы не пройдут в речедвигательную зону коры, ребенок не сможет произнести слово.

Что же делать, если поставлен диагноз — алалия?

Самое эффективное — это искать обходные пути. Иными словами задействовать все анализаторы: зрение, тактильное восприятие, вкус, мимику, обоняние.

Если данная информация была для вас полезна, оставляйте комментарий и подписывайтесь — будет ещё много всего интересного.

Данная статья написана по материалам книги Т.Г. Визель «Ребенок и его развитие».