В конце XIX века появились первые инкубаторы для недоношенных и ослабленных детей, которые изобрел Александр Лайон. Доктор был уверен, что это изобретение способно спасти миллионы жизней, однако представители церкви думали иначе. Они считали, что если ребенок появился на свет раньше времени, значит, он сам и должен бороться за свою жизнь. А если же он не мог этого сделать, значит, он еще не готов к тому, чтобы существовать на земле.
Работники больниц, в свою очередь, отказывались от использования инкубаторов, потому что им это было экономически невыгодно. У большинства клиник просто не было ресурсов, чтобы выкупить боксы и поддерживать их работу.
Тем не менее, несмотря на отсутствие поддержки, Александр не отказался от своей идеи. Он придумал кое-что интересное: доктор стал устраивать мини-выставки. Он просто приезжал на городские ярмарки со своими боксами и рассказывал о них. Но людей все это не интересовало, они просто проходили мимо. Тогда Александр решил действовать по-другому.
Доктор попросил у медиков несколько детей, которые родились раньше срока, под свою ответственность. Интересно, что врачи отдавали малышей даже с радостью, потому что были уверены, что маленькие пациенты все равно скоро умрут. Александр стал представлять на ярмарках инкубаторы с детьми, и постепенно его выступления стали известны как демонстрация «кунтскамеры» с младенцами. С посетителей доктор брал небольшую плату, и деньги распределял между нянечками, которые следили за детьми. Часть оставлял себе, чтобы дорабатывать боксы.
За Александром последовал загадочный человек по имени Мартин Коуни. Никому до сих пор неизвестно, кто он такой и откуда взялся. К концу XIX века в узких кругах он был известным шоуменом с собственной развлекательной программой. Однако к началу 1900 года Мартин стал представляться педиатром, якобы специализирующимся на недоношенных детях. В 1903 году он скупил больше десятка инкубаторов, расставил их в арендованном помещении в парке развлечений в США, заполнил эти боксы младенцами и сделал сотни афиш. Газеты писали: «Тут вы увидите странных маленьких существ (до 25 одновременно). Трудно поверить, что все они когда-нибудь станут полноценными людьми. Они больше напоминают обезьян, чем мужчин или женщин».
Выставка тут же стала очень популярной. Мартин искренне хотел помочь этим детям, поэтому после того, как гости уходили, все обрабатывалось санитарными средствами. К малышам приходили кормилицы, которые сидели на строгой диете, чтобы детям с молоком доставалось максимум полезных микроэлементов: «Они действительно понимали, как ухаживать за недоношенными детьми, как их кормить, что было крайне сложно. Они лелеяли их. Помещения отличались безупречной чистотой, чего тогда не было в больницах». Себе Мартин ничего из выручки не оставлял, все уходило на оплату медицинских работников.
Тем не менее, люди, которые не знали искренних намерений Мартина, постоянно обвиняли его в алчности и бесчеловечности. Медики не переставали говорить о нарушении врачебной этики и называть его самозванцем. Но Коуни не обращал внимания ни на нападки, ни на злостные высказывания, ни на травлю.
Постепенно мнение о Мартине стало меняться. Это начало происходить, когда первых детей, участвовавших в его развлекательной программе, стали выписывать. Малышей, здоровых и упитанных, возвращали родителям. После этого медики перестали экономить средства и стали ставить в больницах хотя бы по два инкубатора.
Такие «аттракционы» Мартина проработали почти сорок лет. За это время через его боксы прошло 6,5 тысяч недоношенных детей, которые смогли выздороветь. Сам же Коуни скончался в возрасте 80 лет в одиночестве и нищете. Для себя он ничего не заработал на своей «программе».
Понравился материал? Читайте интервью с хирургом-онкологом, а также статью о человеке, менявшем пол три раза. Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале.