Найти в Дзене
Look, oil!

Нужна ли России адаптация к глобальному энергопереходу?

20 сентября 2021 года Правительством Российской Федерации был одобрен общий подход к планированию и реализации мер по адаптации национальной экономики к глобальному энергопереходу. Более того, было решено, что результаты адаптации будут представлены в виде изменений в Единый план достижения национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года.

По словам Андрея Белоусова, ответственного за общую координацию работы в рамках российского плана адаптации к глобальному энергопереходу, ключевыми направлениями работы станут технологическая модернизация отраслей экономики, совершенствование регуляторики, разработка системы мер поддержки и налоговых стимулов для национального бизнеса.

Но что же подразумевается под глобальным энергопереходом?

Глобальный энергетический переход представляет собой мировую трансформацию энергосистем, процесс которой включает в себя следующие элементы: энергоэффективность, декарбонизация, децентрализация и цифровизация. В рамках энергоперехода решение экологических проблем должно происходить, в первую очередь, за счет отказа от фоссильного топлива (угля, нефти и природного газа) и расширения использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Особенностью глобального энергоперехода является то, что он не подразумевает радикальной трансформации энергосистем, и в его основу заложены принципы безопасности и доступа, экологической устойчивости, а также экономического развития и роста.

Впервые о глобальном энергопереходе начали говорить после заключения Парижского соглашения по климату в 2015 г., которое подписали лидеры более 180 стран. Соглашение предусматривает сокращение выбросов углерода до чистого ноля и ограничение роста глобальной температуры до уровня ниже 2 °C по сравнению с доиндустриальными уровнями за год.

В рамках политики, направленной на достижение чистого ноля, особое внимание уделяется охране растений и животных, а также сохранению почвы, стимуляции лесовозобновления, защите торфяников, водно-болотных угодий и морской среды. Все это способствует естественному поглощению атмосферного CO2.
-2

Зачем России – стране с колоссальными запасами природных ресурсов – нужна политика по адаптации к данному тренду?

Глобальный энергопереход – это не просто новый тренд развития современного мира, придуманный развитым Западом из-за дефицита ресурсов, – это серьезная политика, игнорировать которую больше невозможно. В центре этой политики стоит борьба с изменением климата, вызванного антропогенной эмиссией парниковых газов. Его последствия уже ощутимы: например, рост количества природных катастроф. Более того, к 2100 году наша планета может столкнуться с чрезвычайными условиями: ущерб мировому ВВП составит приблизительно 30-45%.

Сегодня Россия позиционирует себя в качестве одного из лидеров формирующегося миропорядка. Безусловно, глобальный лидер должен принимать активное участие во всех мировых процессах и оказывать существенное влияние на принятие глобальных решений, в том числе в рамках климатической повестки. Именно поэтому России так важно брать на себя ответственность за решение экологических проблем, вносить свой вклад в развитие климатической повестки, продвигать национальные интересы нашего государства в рамках новой экологической реальности.

Еще одной причиной, по которой Россия заинтересована в участии в мировых энергетических процессах, являются экономические факторы. На фоне постепенной реализации целей энергоперехода в странах, традиционно занимающих нишу экспортеров энергоресурсов, прогнозы потребления российского угля, нефти и газа на ближайшие 20 лет демонтируют неутешительную картину. ИНЭИ РАН и МШУ «Сколково» прогнозируют, что к 2040 г. российский экспорт энергоресурсов сократится на 16% , а снижение среднегодовых темпов роста ВВП составит 1,1% в год. К слову, Китай - один из наиболее активных участников глобального энергоперехода – уже несколько лет снижает угольную генерацию, повышая при этом долю ВИЭ. Если говорить о ЕС, здесь уже давно стало понятно, что «зелёная» проблематика является для них приоритетной, и, например, если к власти в той же Германии придут Зелёные, поставки российского газа окажутся под угрозой.

Кроме того, под ударом может оказаться и инвестиционная составляющая, ведь международный бизнес уже активно отказывается от финансирования неэкологичных проектов. Декарбанизация для современных корпораций становится ключевым параметром конкурентоспособности. Уже сегодня тысячи инвесторов, контролирующих в совокупности активы на сумму свыше $14 трлн, присоединились к бойкоту инвестиций в ископаемое топливо. В данной связи начался отток капитала из бизнеса, ориентированного на извлечение сырьевой ренты.