«Весь мир - театр, а люди в нём – актеры». Уильям Шекспир
«Г А М Л Е Т». 1964 (СССР, «ЛЕНФИЛЬМ»)
Это поистине Великое произведение кинематографического искусства, наряду с художественным фильмом Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), является вторым фильмом советского производства, получившим мировую известность и признание. Речь идёт о художественном фильме Григория Козинцева «Гамлет», по произведению Уильяма Шекспира, вышедшего на мировые экраны в 1964 году.
В начале рассказа следует отметить то, что картина создавалась в хрущевские времена, при тотальной экономии на всем чем можно и всеобщей «борьбой с излишествами». Вспоминая этот факт, приходит удивление тому, как вообще представилось возможным создать такой полнометражный, качественно декорированный, костюмированный и панорамный фильм? Это было, своего рода, преодолением препятствий для всей кинематографической группы фильма.
Надо сказать, что режиссер Григорий Козинцев шел к этим съемкам всю свою сознательную жизнь. Этот долговязый человек, безусловно, обладая незаурядным умом, прекрасным чувством юмора и невероятным чутьем, долго ждал подходящего момента для начала съемок. Опыт работы над предыдущими картинами, позволил ему приступить к съемкам долгожданного фильма.
Перед началом съемок было много бюрократических проволочек, как и всегда, но руководство киностудии «ЛЕНФИЛЬМ», на которой работал режиссер, сделало все возможное и невозможное, чтобы не опустить уже поднятую этой киностудией планку, а еще возвысить её. И это у них, в итоге, получилось.
Сценарий писался самим Козинцевым, исходя из перевода Бориса Пастернака.
Встал вопрос о подборе актеров, которым занималось большое количество людей, но, конечно, окончательный вердикт выносил сам режиссер на кинопробах.
На главную роль Козинцев искал актера самостоятельно, но долго не мог найти подходящего. Как-то Козинцев оказался на репетиции съемок одного из фильмов, где играл Иннокентий Смоктуновский. Увидев его в работе, Козинцев незамедлительно предложил ему эту роль, на что Смоктуновский спросил: "А кто Вы?". Режиссеру понравилось то, что Смоктуновский ничего о нем не знал. Сначала Иннокентий Смоктуновский не хотел браться за Гамлета, потому, что вообще не знал это произведение. Попросту не читал. Но, когда он прочел пьесу в разных переводах и на английском языке, пытаясь докопаться до оригинала, в итоге, он согласился на роль Гамлета в будущей картине режиссера Козинцева. Как оказалось, в результате кропотливого труда, не прогадал ни тот ни другой.
Козинцев отличался от других режиссеров тем, что на роли исторических и средневековых персонажей, он старался брать, в том числе, актеров из Прибалтики, и, на роль королевы Гертруды, была приглашена латвийская актриса театра и кино Эльза Радзинь. На роль короля Клавдия был приглашен актер, который до съемок «Гамлета», великолепно играл царственных особ – Михаил Названов.
Юрий Толубеев, исполнитель роли Полония, уже играл у Козинцева. Его ярчайшей ролью, был Санчо Панса, в фильме «Дон Кихот» (1957).
Анастасия Вертинская («Офелия»), попала на съемки неслучайно. Помимо того, что она дочь Александра Вертинского, её матерью является Лидия Вертинская, актриса, также снимавшаяся у Козинцева в фильме «Дон Кихот». Но, при этом, Анастасия Вертинская, которой, на момент начала съемок «Гамлета», было всего 18 лет, уже имела опыт работы в кино, исполнив главные роли в фильмах-хитах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» (оба 1961).
И всё же, Козинцев взял её потому, что она подходила на эту роль по возрасту и была похожа на образы Офелии, существовавшие еще во времена самого Шекспира. Специально для фильма, брюнетка Вертинская превратилась в блондинку Офелию.
Фильм отличается обилием костюмов. Так, скажем, королева, на протяжении фильма, меняет одежду шесть раз, у Офелии – пять костюмов. Здесь есть всё – и рыцарские доспехи у стражи, и соответствующее оружие и защита у солдат и даже флейты у музыкантов, похожие на исторический оригинал.
Композитором фильма стал выдающийся, Великий Дмитрий Шостакович. Музыка в фильме звучит зловеще (Гамлет), торжествующе (массовые сцены) и необыкновенно нежно (Офелия). Это говорит о многом. Это огромный процент успеха фильма.
Теперь о работе актеров.
Живая и блистательная работа. Всех без исключения. Скажем, Эльза Радзинь (Королева), добивается от зрителя сначала негодования в свой адрес, а затем жалости. Юрий Толубеев, показывает всю мерзость приближенного, его лизоблюдство и «выслужничество», то есть, всё то, о чем нам ведает Гамлет, всё то, что возмущает и бесит его в основной массе людей. Названов (Король) играет сильную личность, но выдающимся моментом в фильме, является его монолог перед зеркалом, где он, могущественный Король, имеет неосторожность проявить слабость и страх.
Молодая Вертинская играет просто потрясающе, хотя «злые языки» и говорили, что «старшие» на неё там пёрли, что-то вроде этого: «Вот, набрали тут молодежи...», ей никак не давался финал сцены сумасшествия и т.д. Роль сложна тем, что Офелия мало говорит, но, при этом много делает. Все жесты, мимика, этот знаменитый танец, усложняют её роль. Режиссер скажет потом, что музыка гения «оживила» Офелию.
Предысторией сцены сумасшествия, является процесс подготовки Офелии к похоронам отца. Офелию, находящуюся в полуобморочном состоянии, зажимают в тиски металлического корсета, что вызывает у зрителя какое-то отвращение, так как она сама становится похожей на рыцаря. Затем Офелия, в сопровождении фрейлин-старух, направляется в покои королевы. Возникает ощущение того, что она идёт на разборки, показать себя, мол «посмотрите на меня, что со мной сделала ваша семейка». Когда она, в этом черном квадратном платье, входит в большой зал, становится не по себе. Её безумно жаль. Это уникальная режиссерская работа и огромный актерский труд. Отдельно стоит отметить исполнителя роли Лаэрта Степана Олексенко, а также исполнителя роли Горацио Владимира Эренберга. Невероятно живо играют Игорь Дмитриев и Вадим Медведев.
Теперь об исполнителе роли Гамлета.
По итогам съемок этого фильма, мы получили Великого русского актера. Он встал на один уровень с мировыми исполнителями этой роли. Даже сам Лоуренс Оливье, знаменитый на весь мир британский актер и режиссер, признал, что исполнение роли Гамлета Смоктуновским превосходит его исполнение. На момент съемок фильма, актеру Смоктуновскому уже сорок. Но, речь даже не об этом, а о том, что Смоктуновский перевоплотился в Гамлета целиком и полностью. Он внёс в этот образ какую-то человеческую индивидуальность, в тоже время, невероятную «истероидность» героя, силу духа, и, в тоже время, искренность и порядочность. Так, скажем, в пьесе отсутствует описание того, каким образом Гамлет направляется к Королю, на разборки по поводу убийства Полония. Это чисто режиссерский прием и игра актера. Это же просто потрясающе! Когда он останавливается и вытряхивает обувь. А монолог, а сцена с флейтой, а сцена похорон Офелии? Бесподобно сыграно.
На этого человека, безусловно, наложили отпечаток его непростой жизненный путь, характер и воспитание. Но, надо заметить, что подобных ролей в жизни актера больше не было. В театре он блистательно играл Князя Мышкина, но в кино, более ничего подобного Гамлету. С другой стороны, а может таким и должен быть актер? А может, это вполне нормально? Скорее всего, так и есть. И в этом - огромная проблема, как современного мирового кинематографа, так и отечественного, со всей этой компьютеризацией, желанием непременно стать богатым и знаменитым, совершенно ужасными, низкопробными телесериалами и т.д. «Гамлет» - это пример того, когда люди в кадре работают самоотверженно, целиком и полностью растворяя себя в этой великой профессии.
Фильм снимался в Ленинграде, Эстонии и на Крымском полуострове. Неподалёку от Таллина, специально для масштабных съёмок, был построен макет замка Эльсинор, из фанеры и гипса. На постройку только этого сооружения ушло полгода.
Картина получила ряд престижных кинематографических наград и номинаций, в частности:
1964 год — I Всесоюзный кинофестиваль — специальная премия жюри
1964 год — лучший отечественный фильм. И. Смоктуновский - лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран»
1964 год — Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев.
1964 год — Номинация на приз «Золотой Лев» Венецианского кинофестиваля — Григорий Козинцев.
1965 год — Ленинская премия Козинцеву и Смоктуновскому
1966 год — премия национального совета киноцензуры «Серебряная лама» на международном кинофестивале в Лиме.
1966 год — премия «Фемина» (Бельгия)
1966 год — номинации на премию BAFTA в категориях «Лучший фильм» (Григорий Козинцев) и «Лучший зарубежный актёр» (Иннокентий Смоктуновский)
1966 год — номинация на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» .
Резюмируя скажу, что помимо упадка кино и телевидения, мы имеем, как бы помягче выразиться, «упадок кругозора». К сожалению, на личном примере, имея преподавательские часы, вынужден констатировать тот факт, что современная молодежь, в основной своей массе, «Трагическую историю о Гамлете, принце датском» не читала, фильм «Гамлет» не смотрела, и разговаривать с ними на эту тему бессмысленно. Рекомендации: нужно заставлять их читать. Уважаемые родители, надо делать это так, как делали это с Вами Ваши родители. Иначе, они на грани «потери разума».
Автор Александр Богданов
#гамлет #кино #кинематограф #советский союз #иннокентий смоктуновский #анастасия вертинская #григорий козинцев #ленфильм