Сегодня предлагаю разобрать такое понятие как община. Этот термин давно устарел и в нашей жизни иногда воспринимается как отношение к секте. Нам скажут: "он из общины", мы такого человека обойдём за три километра, опасаясь его навязчивых идей о смысле бытия и терпения во "имя" чего-нибудь, во что мы верить не хотим.
А вот в древности, да и в Средние века человеческой истории сказать "я из общины" было вполне нормально, естественно и даже важно. Поскольку, если ты не скажешь из какой ты общины, то есть два варианта кто ТЫ:
1. беглый раб (должник, военнопленный)
2. наказан за особые преступления (воровство - самое страшное преступление древности. Постыдное. Именно за него, а не за убийство человека могли изгнать из общины). Ты изгой. Вряд ли какая-то другая община согласиться тебя принять.
Так что же сакрального в слове община?
Ранее мы рассмотрели вариант с общиной Государств Древнего Востока.
Мы определили, что человек в общине чувствовал себя прежде всего частью коллектива, а не отдельной личностью. Как я сказала выше - изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание.
Существование общины было построено на традиционности, соблюдение тысячелетиями правил и обычаев, которые обеспечивали выживание социума в далеко не легких природных условиях.
Сама жизнь заставляла людей объединяться. Мышление не было индивидуальным. Никому не требовалась отдельная комната для уединения. Напротив, люди жили большими патриархальными семьями. Здесь женились, рожали детей, воспитывали их , женили и опять воспитывали, но уже внуков. Всё это происходило под одной крышей.
Иногда иметь собственную кровать это было роскошью. В основном, спали на полу на соломе или (ого!) на половиках или циновках (если кто был побогаче и мог себе позволить изделие)
Итак: коллективное мышление, принадлежность к общине и ассоциация себя с некой конкретной группой, неотъемлемость своего существования от неё - вот одна из граней менталитета древнего человека.
Существовала ли похожая патриархальная община на Руси?
Давай разберёмся. Сначала заглянем в словарь исторических терминов, чтобы узнать определение:
Община есть родовая, а есть община соседская (крестьянская, сельская). Чем они отличаются? В родовой общине все члены - кровные родственники. Это супер патриархальная семья. А вот в соседской общине уже нет жестких кровнородственных связей. Какая-то семья уже оказывается более обособленной, самостоятельной и не нуждается в помощи сородичей для получения продуктов питания.
Родовая община спаяна и родством, и общим трудом, и охотой. Примитивные каменные орудия требовали коллективных усилий. Но прогресс человеческой лени не стоит на месте, поэтому, когда изобрели плуг с железным лемехом, появились топор, лопата и мотыга - родовая община начинает отмирать, и ей на смену приходит соседская.
Каждая семья в новой форме социальных отношений - соседской - имели право на свою долю общинной собственности. Зарождалась право частного владения, частной собственности. Отдельные сильные семьи могли освоить бОльшие участки земли, получить больше продуктов в ходе промысловой деятельности, создать определенные их излишки и накопления.
Упоминание о быте древних славян мы находим у летописца Нестора, которые говоря о полянах, пишет: "живяху кождъ со своимъ родомъ на своихъ местехъ, владеюще кождо родомъ своимъ"
Особенно хорошо была изучена община в начале ХХ века. Ведь в России в это время община - была господствующей по всей стране форме социального устройства. И не смотря на все процессы, происходящие в деревне она выживала.
Панков А.А. пишет, что община создавала в прошлом полное господство её над членами. Они находились в полной зависимости друг от друга в обустройстве мира. Община объединяла людей, защищала, представляя собой "живое целое". Община ведала не только общинной землей, выплатой податей, но и вершила суд, отбирала рекрутов и т.д.
Управлялась община "мiрским сходом", на котором все члены, владевшие землей выбирали авторитетного человека - старосту.
Панков А.А. отмечает, что характерной и главной чертой русской общины была "круговая порука", что связано с потребностью в охранительной деятельности, заключавшейся в водворении известной нравственной дисциплины среди членов общины.
Так в "Русской правде" содержится упоминание в нескольких постановлениях, в силу которых "вервь" (одно из местничковых названий общины, другое может встречаться: "мiр", "погост", "губа") - в значении "территориальная община", -являлась ответственной при отсутствии виновных в преступлениях, совершенных в пределах верви - тайное убийство, воровство. Именно община оплачивает все штрафу. Также она оплачивает повинности.
Большую роль изначально общины играли в градоустройстве. Так приглашение Рюрика и его братьев править страной связано с актом вече - народного собрания города. Избрание Владимира Мономаха или Ростислава Киевским вече. А в Великом Новгороде это был один из главных органов управления вплоть до покорение Новгорода Иваном III. Однако с течением времени вече перестаёт играть столь важные функции. Оно становиться меньше, но не исчезает, являясь органом гражданского управления малых общины. Появление вотчинного землевладения, крестьяне в лице общины заключают с ним договор об оброке (или барщине). Крепостное право не истребляет общину, а усиливает её значение.
Даже реформа 1861, дававшая крестьянам личную свободу не изымает их из общины, напротив, именно община в большинстве случаев выкупает землю от помещиков. Передел земли в крестьянкой общине на протяжении известного нам по письменным источником тысячелетия существования Русского государства, продолжался до начала революции 1917 года. Даже реформа Столыпина, которая была направлена на разрушение столь архаичной формы владения землей не разрушила общину основательно.
Однако, стоит отметить, по замечанию Панина А.А. представители общины не был стопроцентно зависимые от неё, они могли входить и выходить совершенно свободно на договорных условиях. Могли менять не только помещиков, но и общину при переезде (до закрепощения крестьян, то есть до их окончательного прикрепления в 1649 году)
Таким образом, мы видим большую разницу в роли общины в делах государственных на Древнем Востоке и на Руси. С одной стороны, община на Востоке складывается в условиях деспотии, чиновник руководит общиной, он влияет на её развитие. На Руси нет чёткой деспотичной власти с развитым централизованным аппаратом. Он возникает лишь на предпоследнем витке развития общины - после закрепощения крестьян при Иване III- Алексее Михайловиче, но даже тогда административные и полицейские функции община (особенно община черносошных земель) никуда не исчезают. Еще в 19 веке по -прежнему волостной крестьянский суд стоит обособленно от общей системы судопроизводства - он по отношению к членам общины остается актуальным, понятным, справедливым, поскольку опирается на те местные традиции и обычаи, которые русская общины пронесла через тысячелетие известной нам истории.
Для крестьянина даже начала 20 века - община это центр жизни, а для современного человека - секта. Это всё из разницы восприятия действительности.
Обычно в рамках темы про крестьянскую общину (а о ней как правило говорят уже в учебниках, когда происходит рассмотрение темы по отмене крепостного права), а рассказываю о жизни своей прабабушки в такой общине. Но об этом в другом материале канала.
Литература:
Папков А.А. Несколько замечаний по истории древнерусской общины
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.Н. Сахарова.М.: Просвещение, 1997.
История России: учбеный словарь-справочник / под общей редакцией Блохина В.Ф. - Брянск: "Курсив", 1996.