Я люблю и уважаю Николая Цискаридзе. Любое интервью с ним - праздник для меня. Вчера в Ютубе на канале "Надежда Стрелец" вышло новое интервью с Николаем Максимовичем. Если я правильно поняла, то сьёмка проводилась в отеле "Метрополь".
И из окна был виден Большой театр. Николай боготворит театр и его наследие (к администрации театра это не относится).
Давайте и мы с вами вспомним историю главного театра страны.
Историю театра принято вести с 17 (28) марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады».
Урусов получил "десятилетнюю привилегию на публичную театральную деятельность" и начал строительство. Однако, театр, который строил Урусов на Петровке, сгорел до открытия. На этом участие князя в судьбе Петровского театра завершилось и дело было передано Майклу Меддоксу. Михаил Егорович (так называли англичанина у нас) впервые приехал в Россию в 1766 году и успел побыть учителем физики и математики у будущего императора Павла Первого. Спустя какое-то время Меддокс уехал в Мадрид, а затем в Лондон.
Почему учителю и инженеру передали право на создание театр?
Потому что в Лондоне Михаил Егорович время не терял и показал себя отличным управленцем во время работы в театре «Хэймаркет» .
По некоторым данным, его прибыль за один театральный сезон составляла 11 000 фунтов стерлингов, что на 2500 фунтов больше, чем было у Дэвида Гаррика несколькими годами ранее.
Строительство трёхэтажного каменного здания заняло всего пять месяцев и в декабре 1780 состоялось первое представление "Странники" А. О. Аблесимова.
Познакомится с текстом произведения можно тут. Представление имело большой успех. Особенно оно понравилось Долгорукову, который не только пообещал Меддоксу защиту, но и устроил продление привилегии до 1796 года. Хочется отметить подход Меддокса к выбору репертуара. Именно Меддокс первым создал художественный совет.
Федор Кони писал о театре Меддокса:
«Медокс существовал одними только сборами… весь репертуар Медокса ограничивался тридцатью пьесами и семьюдесятью спектаклями в год. Пьесы были прекрасно выбраны, отлично поставлены и превосходно исполнены. Когда сочинители или переводчики доставляли в дирекцию пьесу, то Медокс составлял совещательный комитет из главных актеров. Если на этом комитете большинство голосов решало принять пьесу, содержатель театра удалялся, предоставляя каждому актеру, с общего согласия, выбрать себе роль по силам и таланту. Потом он опять возвращался с вопросом: во сколько времени пьеса может быть поставлена на сцену? Срока, определённого артистами, он никогда не убавлял, а иногда даже, смотря по пьесе, увеличивал его. Оттого никто не запомнит, чтобы на театре Медокса какая-нибудь пьеса была дурно слажена, плохо распределена или нерачительно поставлена. Каждый артист являлся в своем характере, в роли, которая соответствовала его средствам и нравилась ему. Каждый отдельно был превосходен, совокупность целой пьесы изумительна» (Пантеон русского и всех европейских театров. 1840. № 2. С. 90-99) Википедия
Всё делалось для творчества, но увы... Опыт и поддержка не помогли Меддоксу справится с финансовыми трудностями и в 1794 году театр передали в казну. Восьмого октября 1805 года здание сгорело. Сначала труппа давала представления в частных домах, потом был построен театр Росси, но пришёл Наполеон и мы все помним к чему это привело:
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана? М. Лермонтов
Про театр, который построил Осип Иванович Бове, мы поговорим в другой раз.
Все рассказы о Москве по тегу #hellengeo_москва
#достопримечательности #история #архитектура #москва #путешествия