Найти в Дзене

ГЛАВНЫЙ ОБМАН СОВЕСТКИХ ГРАЖДАН

1 октября 1992 года, в осколке уже разрушенного СССР начал проводиться аттракцион неслыханной щедрости по раздаче бывшего государственного (народного) имущества в руки всех граждан РСФСР или новой России. Проводилось это под уже всем известными лозунгами - свобода, демократия, либерализм и официальной целью ставилось - возрождение экономики России путем передачи основных активов, которые в Советском Союзе конечно же ни какой пользы не приносили, в руки эффективных собственников. Они уж на рельсах новой капиталистической страны возродят все предприятия и будут работать на благо экономики страны и всего населения РФ. Что из этого вышло мы можем увидеть, открыв журнал Форбс и посмотреть на прекрасные лица новых эффективных собственников, работающих на благо народа.

Удочку приватизации закидывали еще аж в 1985 году, при живом СССР, когда советский экономист Виталий Аркадьевич Найшуль опубликовал в самиздате книгу под названием «Другая жизнь», в которой впервые высказал идею ваучерной приватизации. Найшуль в свою очередь человек примечательный - в своё время участвовал в написании экономической программы кандидата в президенты России Александра Лебедя ака спойлера, предлагал заменить выборы губернаторов и депутатов Думы назначениями, предлагал ввести накопления на старость вместо обязательного пенсионного обеспечения в России, а главное в 1989 году ездил в Чили перенимать опыт Пиночета. Действительно, у кого же еще учиться как не у диктатора и фашиста. В те времена проект Найшуля отклонили.

Виталий Аркадьевич Найшуль
Виталий Аркадьевич Найшуль

Но вот настали новые свободные времена и прогрессивные реформаторы задумались о разгосударствлении и передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность. От приватизации крупной промышленности за деньги отказались, так как у населения не было средств на выкуп государственной собственности, которая на 1 января 1992 года оценивалась в 1 трлн. 400 млрд руб. В это время уже был принят ряд законов о бесплатном разделе государственной собственности между всеми гражданами России: «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» и «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». ими подразумевалась безвозмездная передача гражданам России государственного и муниципального имущества путём перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета в Сбербанке. Именные счета (вклады) нельзя было продавать или передавать другим лицам, что защищало полученную часть каждого гражданина.

Однако молодому и горячему экономисту Анатолию Борисовичу Чубайсу такой подход к делу очень не нравился:

«такая конструкция, ставшая результатом компромисса с левыми при принятии законов о приватизации, лишала эти банковские вклады важнейшего качества — ликвидности. Тем самым надолго откладывалось выявление эффективных частных собственников, рушились надежды на зарождение в стране фондового рынка»

Так же бесплатная приватизация через счета в Сбербанке была трудно реализуема технически: каждому жителю, в том числе отдалённых районов нужно было открыть специальный счёт в банке и многократно делать переводы для приобретения акций приватизируемых предприятий. В итоге реформа не состоялась.

Анатолий Борисович Чубайс
Анатолий Борисович Чубайс

В итоге под руководством Чубайса, назначенного председателем Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом в ранге министра РСФСР, была разработана новая программа приватизации. 27 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял «Основные положения программы приватизации в Российской Федерации на 1992 год», которые 29 декабря 1991 года были утверждены указом президента.

Указом Президента РФ от 14 августа 1992 года в России с 1 октября 1992 года были введены приватизационные чеки, предназначенные для обмена на акции приватизируемых предприятий. Каждый гражданин РФ имел право получить 1 приватизационный чек. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могли использоваться на всей территории Российской Федерации. Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам РФ, постоянно проживавшим на её территории на момент вступления в силу указа о выпуске приватизационных чеков, независимо от возраста, размера доходов и срока проживания в России. Граждане, временно проживавшие за границей, могли получить ваучер по возвращении в Россию для постоянного проживания. При выдаче приватизационного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей.

Ваучер, в отличие от именного приватизационного счёта, являлся документом на предъявителя, его можно было покупать и продавать без ограничений, а также отчуждать иными способами: обменивать, завещать, вкладывать в паевые и чековые инвестиционные фонды. Каждый приватизационный чек имел срок действия, который указывался на самом чеке. По истечении срока действия приватизационных чеков они считались погашенными и изымались из обращения. Срок действия чеков не мог быть менее одного года и более двух лет. Первоначально срок действия приватизационных чеков, выпущенных в 1992 году, был ограничен 31 декабря 1993 года, однако 6 октября 1993 года их действие было продлено до 1 июля 1994 года. При порче или утрате приватизационный чек не возобновлялся. Стоимость приватизируемого объекта могла оплачиваться приватизационными чеками полностью или частично.

Приватизационные чеки могли использоваться в процессе приватизации однократно. Использованные чеки подлежали погашению. При погашении на бланке приватизационного чека проставлялись особые отметки, которые подтверждали, что данный чек уже использован в качестве платёжного средства для приобретения объектов приватизации, и прекращали его действие.

-4

Номинальная стоимость ваучера была установлена в 10 тыс. руб. Эта сумма была получена путём деления оценочной стоимости имущества российских предприятий (1 трлн. 400 млрд руб.) на число граждан РФ (140 млн человек). В реальности номинал ваучера имел сугубо условный характер. Егор Гайдар, в свою очередь, писал:

«вопрос, какой номинал ставить на чек, вообще-то беспредметен, ибо чек этот имеет только социально-психологическое значение, удостоверяя право на часть приватизируемой собственности. Его цена определяется объёмом приватизированного имущества, уровнем финансовой стабильности, теми льготами, которыми обладают трудовые коллективы. В конце концов, из соображений простоты остановились на номинале в 10 тыс. рублей»

О том же писал и бывший министр экономики Андрей Нечаев:

«Номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где то - 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения»

В общем, можно сделать вывод, что населению выдавали красивые цветные бумажки, которые чисто на уровне психологии внедряли уверенность в советского человека, что он получал часть бывшего народного имущества. Ни какой реальной стоимости ваучеры не имели, обменивались на имущество в зависимости от ситуации и личности получавшего это имущество.

Егор Тимурович Гайдар
Егор Тимурович Гайдар

С октября 1992 года по февраль 1993 года было выдано 144 млн ваучеров. Их получили 97 % граждан. 50 % ваучеров владельцы вложили по закрытой подписке в акции предприятий, на которых трудились они или их родственники, 25 % вложили в чековые инвестиционные фонды, 25 % продали. По другим сведениям, 34 % ваучеров были проданы, 11 % подарены, 25 % вложены в ЧИФы и лишь 15 % вложены в акции.

При закрытой подписке каждый владелец чека, работающий на приватизируемом предприятии, а также те, кто не работал на данный момент, но имел стаж работы на этом предприятии не менее 10 лет (для мужчин) или 7 лет (для женщин), имел право подать заявку на определённое количество акций. Приватизационные чеки, не использованные для приобретения акций по закрытой подписке, можно было использовать для покупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах, к которым допускались юридические и физические лица, внёсшие примерно 10 % от начальной цены объекта продажи в виде приватизационных чеков.

Реальная стоимость пакета акций, который можно было получить за один ваучер, очень сильно различалась в зависимости от компании, акции которой приобретались, и от региона, где это происходило. Так, приобретённые за один ваучер акции пивоваренной компании «Балтика» стоили в 2016 году около 1 миллиона 200 тысяч рулей.В то же время тот, кто обменял ваучер на акции Торгового дома «ГУМ» (7 акций за один ваучер), в 2008 году смог бы получить за них лишь 100 руб.

-6

Многие не захотели затруднять себя покупкой акций и попросту продали их, причём чаще всего — за бесценок, а то и просто обменяли на одну-две бутылки водки. О таких реформатор Чубайс писал:

«Для значительной части населения (80-90 %) функции активного собственника противопоказаны вообще. Ну, не готовы люди к тому, чтобы мыслить категориями „рост курсовой стоимости“, „рыночная конъюнктура“, „стратегический инвестор“ и т. д. и т. п. Не готовы или не хотят. Далеко не каждому по душе вся эта сложная арифметика фондового рынка. Даже от собственников совсем мелких пакетов требуются определённые знания, квалификация, умение разбираться в сферах, которые далеко не всем интересны».

Значительная часть граждан, не обладавших знаниями и опытом, необходимыми для непосредственной покупки акций тех или иных предприятий, в то же время не хотела продавать свои приватизационные чеки. Для них были учреждены Чековые инвестиционные фонды - инвестиционные фонды закрытого типа, не имеющие обязательства выкупать свои акции у акционеров. Они должны были аккумулировать приватизационные чеки граждан, обеспечить профессиональное управление полученными активами, инвестируя полученные средства в акции приватизируемых предприятий. Создание ЧИФов Чубайс впоследствии называл серьёзной ошибкой:

«из-за непрофессионализма менеджеров и воровства все 40 млн вкладчиков ЧИФов оказались обмануты», что оказало «огромное влияние на формирование общего негативного отношения к приватизации».
-7

В итоге ваучерная приватизация осела в памяти народа как главная афера и обман в истории Российского государства. Населению были выданы ничем не подкрепленные бумажки под благовидной целью - каждого гражданина сделать владельцем бывшего государственного имущества. При этом сами новые лицемерные реформаторы знали, что большинство людей, выросших в Советском Союзе при плановой экономике, ничего не смыслят в экономике капиталистической, да и находилась страна в таком состоянии, что большинству некогда было изучать новые правила рынка и новомодные экономические термины. В итоге ваучеры оседали в карманах мошенников, бандитов и новых эффективных собственников, получавших бумажки за бесценок и скупающих огромные предприятия и активы по гораздо заниженной цене. Так формировалась новая буржуазная элита этой страны. А обманутый и приманенный джинсами у жвачкой народ, попав в так желаемые им в 90-е, свободные, демократические, капиталистические отношения - выживал без зарплат и пособий, погибал в гражданских войнах на окраинах, но всё же с упоением читал журнал Огонёк где неполживые авторы ему рассказывали об ужасах социалистического Советского государства.

#ссср #приватизация #чубайс #гайдар #капитализм #история