Обещания надо выполнять, а посему возьмусь за перо и попробую привести несколько примеров того, как творчество меняет суждение людей о тех или иных событиях и вещах.
Начнём с ярчайшего представителя великой касты выдумщиков – Джона Толкиена и его «Властелина колец». Мир Средиземья, созданный автором, оказался на удивление живуч и притягателен, в том числе и из-за того, что автор сумел населить его невиданными до той поры расами.
Это сегодня любой скажет, что эльф – высокий остроухий лучник, любящий носить зелёные плащи и прятаться в лесах. А вот в начале или даже середине прошлого века за такое описание вас могли бы запросто поднять на смех! Ведь почти каждому ребёнку из сказок доподлинно было известно, что эльфы – существа мифологические, они добрые, светлые, совсем небольшие. И ещё крылышки у них бывают! Как такая кроха сумеет натянуть и удержать боевой лук – уму непостижимо!
Однако против популярности не попрёшь, и постепенно образ средиземного эльфа вытеснил из сознания последних персонажей кельтских сказаний и германо-скандинавской мифологии. Ну а Леголас из отличной кинотрилогии Питера Джексона сделал контрольный выстрел.
С мифологическими орками, кстати, Толкиен обошёлся более бережно и не испортил то, что и так испорчено (почти девиз Грейджоев получился). Вообще, сведения о них довольно скудны – страшные, уродливые… Вероятно, название произошло от имени древнеримского подземного божества… Да, ещё в сказках Джамбаттисты Базиле, жившем в XVI-XVII веках, есть такое описание орка: «Был он маленького роста и безобразен телом, с головой больше индейской тыквы. Лицо в шишках, брови сросшиеся, глаза косые, нос приплюснутый, ноздри — как две дыры в отхожем месте, рот — как мельница, с двумя клыками длиной до колен, грудь мохнатая, руки — как ткацкое мотовило, ноги кривые, а ступни широкие, как гусиные лапы. А если вкратце, похож он был на демона, как рисуют на картинах, где его архангел Михаил копием поражает, на пугало огородное, на сонное наваждение, на злое привидение, что словами невозможно описать, а разве только сказать, что он навел бы дрожь на Роланда, ужаснул бы Скандербега и заставил бы побледнеть самого отпетого деревенского драчуна».
Таких парней негоже оставлять без дела, и Толкиен не растерялся – выкрасил их в серо-зелёные цвета и выдал каждому по ятагану. И теперь легионы орков – непременный атрибут практически любого фэнтезийного мира. Спасайтесь, кто может, зеленокожие близко! И мы играем, и нам нравится!
Впрочем, не всегда корректирование фактов в угоду читателю или зрителю бывает столь безобидным. Творцы нередко пишут историю прямо с большого экрана. Вспомните легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» - героическое полотно о победе русского оружия, которое я сам неоднократно и с удовольствием пересматривал!
И тщетно военные историки пытались (и пытаются до сих пор) докричаться и доказать, что ливонцев в битве была горстка, что под лёд они провалиться не могли никак (погоды стояли не те, знаете ли), что всенародно любимой «свиньёй» рыцари в атаку не шли… Их слова просто отскакивали от сознания, воспитанного под влиянием кино.
Одно событие порождало другое, выстраивалась целая цепочка, и вот уже в начальных классах моей школы рассказывали о немецких рыцарях, засадном полке и прочих особенностях битвы, но… строго по Эйзенштейну!
И поэты поддались этому очарованию, закладывая свой камень в фундамент истории. Здесь сразу же вспоминаются строки Константина Симонова: «Уже смешались люди, кони, мечи, секиры, топоры, а князь по-прежнему спокойно следит за битвою с горы…»
Казалось бы, все мы давно учёные, и нас, имеющих практически неограниченный доступ к любой информации, не так-то сложно запутать. И фантазии отдельно взятых индивидов должны просто затеряться в этом массиве. Ан нет! Безусловный талант (что бы кто ни говорил, но отрицать обязательное наличие этого качества глупо), поддержанный на государственном уровне и приправленный щепоткой везения, раз за разом, что называется, попадает в жилу. И не надо удивляться, коли в каком-нибудь историческом пособии в качестве иллюстрации князя Владимира вы вдруг увидите портрет Данилы Козловского.
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#эльфы
#орки
#толкиен
#джексон
#козловский
#история