Месси важен для катарского ЧМ. Он (скорее всего) станет послом и поможет исправить имидж Катара
У трансфера Месси в «ПСЖ» есть три глобальных последствия.
1) Самый очевидный – усиление команды (ценители прессинга задумаются, но в представлении фанатов «ПСЖ» из Китая это точно так).
2) Усиление бренда «ПСЖ». Можно бесконечно разносить фэйк-ньюс про миллионы проданных футболок в час, но факт – Лео примагничивает внимание, делает «ПСЖ» известнее и дороже для рекламодателей.
У The Athletic выходило исследование о том, как болеют в Азии и США: там поддерживают спортсмена, и если он меняет клуб, то аудитория следует за ним. Аргентинский лебрончик уже работает: «ПСЖ» только за три первых дня добавил 14,4 млн человек суммарно во всех соцсетях.
3) Проверенный и очень любимый прием арабских шейхов: целей добиваются не за счет грубой силы, а деликатными способами, например – рассказывают о своей привлекательности. В ближайшие месяцы мы увидим сближение аргентинца и катарского чемпионата мира.
Французский L’Equipe пишет о желании «ПСЖ» устроить зимний мини-турнир в Катаре посередине сезона-2021/22. Еще французы пишут, что эмир Катара намерен советоваться с Лео по пиар-активностям к чемпионату мира. По информации The Athletic, в контракт Месси планировали включить обязательный пункт о выступлении на ЧМ-2022 (если Аргентина туда пробьется).
«Иногда Катар больше волнует то, как они выглядят в глазах международного сообщества, а не исправление проблем», – рассказал немецкой газете DW Махам Джавид, научный сотрудник Human Rights Watch.
«Для катарцев Месси – идеальный мост между «ПСЖ» и чемпионатом мира, – размышляет колумнист iNews Дэниел Стори. – На него могут давить, чтобы он стал неофициальным послом турнира. Понятно, что Лео просто выбрал футбольный клуб, в котором можно подольше играть на топ-уровне. Но, хочет он того или нет, он выбрал еще и Катар. Теперь он новый мальчик с плаката, который проложит путь Катара к всемирному признанию».
2022 – год Катара. С Месси шейхи планируют выиграть Лигу чемпионов
Месси взяли для еще одной цели. Кажется, шейхи очень хотят в одном году и провести чемпионат мира, и победить в Лиге чемпионов (сюда идеально подошла бы яркая цитата президента «ПСЖ», но не получится – Насер Аль-Хелаифи каждый год грозится выиграть ЛЧ).
О больших амбициях именно на этот сезон сообщают два косвенных признака:
• «ПСЖ» провел самую мощную закупочную кампанию во времена шейхов: Месси, Хакими, Рамос, Доннарумма, Вейналдум и Нуну Мендеш (очень перспективный латераль из Португалии);
• Мбаппе не позволили уйти в «Реал», хотя по контракту остался год и «ПСЖ» купил Месси (потенциальная замена). Это очень укладывается в логику Катара: деньги не важны, пусть Килиан уйдет бесплатно, зато увеличим шансы взять ЛЧ в 2022-м (к тому же Мбаппе тоже используют для промо Катара). Сейчас состав парижан один из самых мощных в Европе. Еще один ракурс дал эксперт по спортивной геополитике Жан-Баптист в интервью газете La Vanguardia. По его версии, Перес не стал дожимать трансфер Мбаппе из страха испортить отношения с шейхами – часть его бизнес-активов находится в Катаре.
Любопытно, что «ПСЖ» оказался единственным топ-клубом не из Германии, кто не поддержал Суперлигу. Это логично – победа в экспериментальном и скандальном турнире выглядит не так люксово. К тому же президент «ПСЖ» Насер Аль-Хелаифи укрепил влияние: его избрали председателем ECA (Ассоциация европейских клубов) и в исполнительный комитет УЕФА. Многие считают, что это благодарность от Чеферина за поддержку в конфликте с Суперлигой. «Аль-Хелаифи стал одним из самых влиятельных людей в мировом футболе. Теперь он будет активно участвовать в обсуждении любых изменений ФФП», – размышляет DW.
«Это важный год для Катара, – объясняет профессор Саймон Чедвик, директор Евразийского спортивного центра французской бизнес-школы Emlyon и один из главных спецов по Ближнему Востоку, в интервью той же DW. – Если победа в Лиге чемпионов и чемпионат мира произойдут в одном году, это будет триумф правительства Катара. Это покажет политическое влияние на имидж и репутацию Катара, который стремится создать определенный бренд страны. Все потраченные за эти годы инвестиции вернутся».
Еще одно последствие катарского ЧМ – Саудовская Аравия хочет чемпионат мира 2030-го
Часто ОАЭ и Саудовская Аравия используют мягкую силу для деструктива, чтобы навредить Катару. Но бывают и приятные исключения.
Еще в июле 2021-го появился инсайд – Саудовская Аравия подаст заявку на ЧМ-2030. The Athletic уточнил, что шейхи могут объединиться с Египтом и Марокко (претендовали на ЧМ-2026) и, внезапно, с Италией. В соперниках Китай, совместные заявки Испании с Португалией, а также Англии и Ирландии.
11 сентября Arab News (главная англоязычная газета Саудовской Аравии) выкатила лонгрид со множеством деталей. Ради ЧМ саудовцы придумали целую программу развития местного футбола. Стратегия называется «Наша тактика на будущее», она включает семь направлений – Путь, Соревнования, Женский футбол, Технологии, Персонал, Мировая известность и Управление. Проще говоря, саудовцы планируют грамотно прокачать футбол: от систем подготовки детей до строительства стадионов. Стратегию уже показали президенту ФИФА Джанни Инфантино, и он остался доволен.
Программа подозрительно напоминает катарскую (они еще 10 лет назад построили академию Aspire), и даже название глобальной стратегии по изменению имиджа Саудовской Аравии дублирует катарскую: «Видение-2030».
Если получится, это будет грандиозный успех альянса ОАЭ и Саудовской Аравии. Чемпионат мира (наравне с Олимпиадой) – главный инструмент мягкой силы, даже мощнее Месси и Роналду.