Найти тему
ИА Хакасия

Евгения Колесниченко: Спектакль о Достоевском - это испытание для меня и для ребят

Фото: 19rus.info
Фото: 19rus.info

Сегодня в редакции 19rus.info побывала режиссер Русского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Евгения Колесниченко. Накануне на большой сцене театра прошла открытая репетиция будущей премьеры. Почему не стоит пропускать это важное событие в новом театральном сезоне и что хотели сказать драматург и режиссер в этом спектакле, Евгения рассказала корреспонденту 19rus.info.

Спектакль «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» по пьесе Анастасии Букреевой реализуется в Хакасии Фондом поддержки и развития театрального искусства Хакасии при поддержке министерства культуры Российской Федерации.

Полную версию интервью смотрите в видеосюжете19rus.info.

В поиске Достоевского. В Абакане продолжается работа над премьерой

- Поговорим сегодня о предстоящей премьере «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье». Вчера прошла открытая репетиция, на которой я была. Скажу вам честно, я ничего не поняла. Абсолютно. Для меня пока эта постановка terra incognita. С одной стороны, это правильно. Зачем сейчас открывать все карты, потом будет абсолютно не интересно. Вкратце все-таки дайте наводку нашим зрителям о чем будет этот спектакль.

- Это спектакль о Федоре Михайловиче Достоевском, не по его произведениям. Мы взялись поразмышлять на тему какой он был человек. Взяли определенный период его жизни. Это расстрел, псевдо расстрел и его время на каторге. Четыре года своей жизни достаточно молодым Федор Михайлович провел на Омской каторге. После этого события появляются его великие романы. Мы беремся посмотреть, как его изменили эта каторга. Что в нем такого произошло, что человек, который писал романтические истории, типа «Белые ночи» или что-то похожее на подражание Гоголю, что появились эти 5 великих книг? «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» разительно отличаются и наверняка каторга была одной из тех причин, которая что-то в нем изменила и позволила взглянуть на людей, на русскую действительность, на мир вообще в принципе как-то по-другому.

- В театре Русской драмы вообще никогда не ставили Достоевского. Сейчас я понимаю, что вы отдаете некую дань. В этом году исполняется 200 лет Федору Михайловичу. Это мастер психологизма, монументальная фигура в русской литературе. Но ведь наверняка причина еще и в том, что никогда в Абакане не ставили Достоевского.

- Да. С одной стороны да, мы тоже не очень ставим Достоевского, мы ставим сейчас Анастасию Букрееву.

- Мне кажется, это даже сложнее - показать именно фигуру писателя. Если произведение знают, даже что-то из школьной программы, то здесь перед вами, как мне кажется, перед режиссером стоит задача, программа максимум — показать, раскрыть личность.

- Да, здесь мы можем говорить, что ждем в театр абсолютно любого зрителя, читал он Достоевского, не читал. Может быть где-то в глубине души хотим, чтобы после просмотра он прочел или перечитал. Читая текст Насти Букреевой у меня было ощущение, что человек, который уже знаком с этим автором, хоть как-то где-то слышал о нем, читал, ему будет интереснее путешествовать в этой истории. Потому что какое-то знание уже есть. Это наверное похоже на склеивание пазлов, которые внутри вас уже есть.

Да, вы правы, мы знаем «Преступление и наказание», приходим в театр и у нас, даже если режиссер где-то запутался, у нас есть внутреннее знание, интуиция, чему мы можем следовать. Здесь сложнее.

- Да, я вчера смотрела, наблюдала, как вы работаете с актерами, я понимаю, что это для меня была бы какая-то неисполнимая задача. Для вас, конечно, это такой эксперимент, как вы правильно сказали, да?

- Абсолютно, это испытание и для меня, и для ребят. Многие не знали, что он бывал в остроге. Например, когда я училась в школе, у нас в книгах об этом не было написано. Некоторые думали, что роман «Подросток» не входит в эти пять книг.

- Да-да.

- Все такие «Ой, а какая же пятая?». Читаешь потом этот пятый роман и ощущаешь, что как-то недооценили.

- А вам, кстати, какой больше нравится из пятикнижия?

- Вы знаете, мне сложно сказать, потому что этим летом я их все перечитала. Для себя отметила «Идиота» и «Подростка». «Подросток» оказался безумно интересным. Все пишут какой он не структурированный, очень какой-то не собранный, то туда, то сюда. В какой-то момент меня это тоже раздражало. Потом я для себя это объяснила тем, что название у роман а «Подросток», это сознание молодого человека, 20 лет. Почему бы не так?

- Зритель по итогу, посмотрев всю постановку, что должен для себя вынести?

- Что должен? Не знаю, я не готова и не должна никому ничего навязывать. Но моя цель была и мне было бы интересно, чтобы люди, которые увидели эту историю, все-таки поняли, что Федор Михайлович - это человек, такой же, как и мы с вами. То есть это не только этот штамп, что это великий русский писатель.

- Собственно, больше мы ничего о нем и не знаем. Этот ярлык к нему, как приклеился «великий русский»....

- А человек он безумно разносторонний, интересный и неоднозначный. Если читать его биографию, думаешь, он же говорит о каком-то раскаянии, о том, как люди должны быть хорошими, свет там в конце. А сам...

- Неоднозначная, да, противоречивая фигура, которая и отрицала Бога, и наоборот стремилась к тому, чтобы человек пришел к нему. Это прослеживается буквально во всех его произведениях. Поэтому я для себя еще раз отмечаю, что вы замахнулись на что-то невероятное. Кстати, отмечу, что мне вчера очень понравилось вокальное сопровождение. Такой очень тонкий, хрупкий момент найден. Сама тема раскрытия личности, тем более Достоевского, я еще раз повторюсь, она мне кажется очень сложной. Донести до обывателя, что это был за человек. И вы в этой сложности, даже тяжести, я бы сказала, постановки нашли такие лирические нюансы. Как вы, кстати, это все нашли?

- Вы правы. Фамилия Достоевский предполагает эту тяжесть. У всех сразу возникает какой-то серый цвет. Темно, мокрый Петербург..

- Безысходность, тлен. Мы все умрем.

- Вот-вот, все эти страшные слова. И в нем тоже очень много темного. Он пишет об этом. Значит он это знает. Очень хочется, чтобы люди поняли, что человек это не с потолка берет. Все-таки из своего опыта. И тогда мы немножко меняем свой взгляд на этого человека. Все эти страхи он где-то пережил. В воображении ли, в жизни ли? Тем не менее он же как-то с этим борется. Он хочет найти этот свет, возвращается к Богу, пройдя каторгу. Его настольной книгой после ссылки было Евангелие. Там было очень много заметок. Он до конца своих дней хотел этого света, хотя его характер — это какой-то внутренний дикий конфликт света и тьмы. Многие вокальные вставки основываются на библейской истории Иова. Это поэзия, и решать ее каким-то бытовым способом, думаю, так не стоит. А вокал — это всегда красиво, в любом случае — это просветляет. Как-то так мы до этого и дошли.

Просто говорить человеку этот текст — странно. Особенно артисту, если считать, что профессия достаточно лицемерная, рядом с церковью вообще рядом не стояла.

- Да-да.

- Парадокс!

- Долго искали актера на главную роль?

- На Достоевского? Нет, мы как-то сразу выбрали его для эскиза. Для Романа Кремзукова он наиболее близкий по психотипу, по характеру.

- Даже так?

- Думаем, что да. Если понимать, что человек талантливый, добрый, но никто из нас никогда не бывает таким злым, как иногда Роман, если его очень расстроить. Мы же все-таки ищем какие-то пересечения со своей душой. И у Романа, по-моему, их намного больше с Федором Михайловичем, чем у любого из нас.

- Я пожелаю вам удачи с постановкой, потому что она для нашего Русского театра, мне кажется, немного революционная, новаторская. Опять же это мое мнение.

- Увидим через месяц.

- 29, 30 октября будет премьера. Вам остается месяц работы. Очень надеюсь, что эта постановка будет успешной, потому что, как мы уже знаем, в Абакане зритель принимает пьесы Анастасии Букреевой на ура (прим.ред. - в Абакане с аншлагом идет спектакль по пьесе А. Букреевой «Ганди молчал по субботам»).

- Сколько я здесь работаю, абаканский зритель очень внимательный слушатель. И в этом нам будет некоторая помощь. Потому что, если смотреть на зрителя в других регионах, более центральных, там люди приходя смотреть на картинку. И если текст не слышен. Если его намеренно не сделали, не оформили, не вложили в уши, он улетает далеко. А абаканский зритель слушает.

- По доброй традиции у вас сейчас есть возможность обратиться к зрителю, возможно, пригласить его лично на премьеру или лишний раз подчеркнуть, зачем нужно прийти на премьеру.

- Хорошо. Дорогой абаканский зритель, мы в театре Лермонтова всегда очень рады видеть вас в своих стенах. Мы будем рады видеть вас на каждой нашей постановке, потому что этот год — это и год 200-летия Достоевского и не только. Этот год будет для нас очень активным. Будет огромное количество ярких премьер. Это и мюзикл «Снежная королева», и «Маскарад» Лермонтова, между прочим, в этом сезоне.

Конечно, я повторюсь, 29 и 30 октября я лично жду вас в театре Лермонтова на премьере спектакля «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье».

Беседовала Светлана Стафиевская