Ну вот и добралась я до самой продаваемой книги 2020 г. в России. Дальше не совсем рецензия, размышления. Постараюсь без спойлеров.
Нет, плеваться, как после предыдущего чтения бестселлера из топа продаж (это был “The One” Маррса) я не буду. По крайней мере, эта книга действительно детективный триллер, как и заявлено в аннотации, а не смесь бразильского сериала с современными “повестками”, как у Маррса (где в жанре тоже по какой-то причине был записан триллер). Причем “Внутри убийцы” действительно увлекательная книга. После отторжения от начала, я все-таки заставила себя в нее погрузиться и да, мне было интересно, странички летели одна за другой. Но… НАСКОЛЬКО ЖЕ ОНА ВТОРИЧНА!!!
Это была первая мысль от начала книги. И, в общем, к концу книги я своего мнения не поменяла. Ты читаешь и видишь шаблон, который использовался уже сотни, а то и тысячи раз в фильмах и книгах подобного жанра. Буквально последний брошенный мною как раз по той же причине детектив Дациери “Убить отца” шел по аналогичной же схеме. Итак, у нас есть двое главных героев. Чаще всего они разнополые (и здесь тоже). У одного из них есть психологическая травма из прошлого (тут у разных авторов жертвы похищений, изнасилований, свидетели гибели близких - выберите, что нравится), из-за чего герой (в данном случае героиня) будет иметь проблемы с общением. Другой, как правило, симпатичен и имеет проблемы на работе из-за своих убеждений. Естественно, их ставят работать вместе, сначала они конфликтуют, потом дружат и защищают друг друга, испытывая при этом сексуальное влечение, которое в первой части никуда не перейдет (нам же нужно писать продолжение). В данной книге герои ищут серийного убийцу. Героиня же параллельно вспоминает, как сама в подростковом возрасте с таким столкнулась.
Да, это нормально работающая схема. Она интересна массовому читателю. Но, честно, меня удивляет масштаб успеха этой книги. Текст очень простой. Персонажи не раскрыты. Используется сейчас очень популярный “клиповый” стиль - с короткими главами и постоянным переключением фокального персонажа. Тут и оба следователя, и убийца, и регулярно какие-то свидетели, чей допрос показывается от их лица. И все это мельтешение, на мой взгляд, не дает проникнуться к персонажам. Они очень поверхностны, как и само расследование. Здесь не будет долгих умозаключений, анализа, не будет возможности читателю самому поломать голову. Все сделано так, чтобы мозг лишний раз не напрягался. Вы этого ждете от детектива? Я - нет. Мне хочется, чтобы голова думала. Возразите: ну это же не детектив, а триллер. А что такое триллер? То, что вызывает страх. Чего здесь бояться? Неприятных некрофильских подробностей? Брезгливость - это не страх. Вот у Кинга - пугает, даже без описаний ужасов. Тут - ну, местами неприятно.
Насчет, кто убийца, поняла довольно быстро. Мысль мелькнула при первом появлении этого персонажа. Но так как подсказок для читателя тут почти нет, так что ломать голову особо не над чем. В общем, мне книга показалась довольно пустой. Из серии - занять время в дороге, вполне. Ничего более она не затрагивает. Возразите: а что еще требуется от детектива? Ну, приведу примеры из того, что мне нравится.
Из современных. Есть любимый мною Джон Вердон. Это автор, от чтения книг которого я восклицала: ну как же я не догадалась, ведь очевидно! Там пожилой детектив разыскивает убийц. Допросы, осмотры места преступления. Все неспешно, подробно. Тот случай, когда ты проводишь расследование параллельно с главным героем и есть возможность самому сделать выводы и сравнить их в конце с тем, что получилось. Есть Тана Френч, 2 прочитанных ее романа и спустя много лет остались у меня в голове. Они страшные - но не маньяками-некрофилами и не убитыми проститутками. Они страшны тем, что зло таится в обычных благополучных с виду семьях. И автор очень глубоко разбирает психологию не абстрактного маньяка, а самых простых людей с их обычными проблемами, которые выводят их на страшные преступления.
Из более известных. Дэн Браун с той же схемой про двух героев, где травмирована обычно героиня. Простой детектив там скрашен великолепной атмосферой исторических и научных загадок. Или Джоан Роулинг, чьи детективы включают множество персонажей, каждый из которых имеет историю. А уже центральную пару детективов она раскрывает по полной, закапываясь в их внутренний мир. И всем хочется сопереживать или, наоборот, ненавидеть.
У Омера я ничего из этого не увидела. Конечно, у каждого свои вкусы, но мне как-то печально, что самая продаваемая книга прошлого года ну совсем ничего не несет за собой. Трилогию планирую продолжить читать, хочется посмотреть, как будет автор развивать героев дальше.
А вы знакомы с автором? Какие впечатления?