Найти тему
Николай

Киевская Русь.

Киевская земля в Х-ХI веках.
Киевская земля в Х-ХI веках.

В Среднем Приднепровье в незапамятные времена образовалось самостоятельное славяно-русское княжество, этнический материал для которого дало скифо-сарматское, т, е., по Иловайскому, славянское, племя роксолан или росалан, помещаемое Страбоном между Днепром и Доном. Государственная власть появилась в этом княжестве не со стороны, а развилась из власти племенного старейшины, т. е. это русское государство образовалось органически, без участия норманнов. Имя русь встречается, вопреки утверждениям норманистов, раньше второй половины IX в. Уже Иордан знал руссов, которых он называет рохас; византийские писатели сообщают, что для защиты от днепровских россов хазары в 835 г. просили имп. Феофила построить им крепость Саркел. Географ Баварский IX в. наряду с уличами и хазарами знает и русь (Ruzzi); упоминание о туземном народе русь встречается и у арабского писателя Хордадбега. Кроме руси приднепровской, Иловайский признает еще исконное существование азовско-черноморской руси, благодаря которой и море Черное получило название Русского. К этой руси он приурочивает византийские известия о набегах на Византию, о существовании русской митрополии IX в. (у Льва Философа), о принятии русскими в 60-х годах IX в. христианства и факт находки Константином Философом в Корсуни во второй половине IX в. евангелия, писанного русскими письменами, и человека, говорившего по-русски.
Русский народ в своем былинном эпосе отводит самое видное место именно Киевскому периоду своей древней истории.Оценка событий здесь всегда верна и не может быть иной, поскольку народ был не простым свидетелем событий, а субъектом истории, непосредственно творившим эти события, самым непосредственным образом в них участвовавшим. Все симпатии народа, выраженные им в былинах, относятся именно к Киевскому государству, к моменту его расцвета, т. е. к княжению Владимира Святославича,стоит только взять в руки былины о главных русских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др. Все они современники князя Владимира, все они так или иначе с ним связаны, вместе с ним успешно выполняют основную задачу - защиту своей родной земли от внешнего врага.Под власть Киева были втянуты все восточнославянские и многие не славянские племена. Киевское государство стало обороноспособным в полной мере и грозным для своих соседей. Вражда племенных вождей прекратилась, появились условия для дальнейшего развития страны.
Былины о Киеве и Киевском, периоде истории нашей страны сохранены для нас не украинским, а великорусским народом. Они поются в бывших Архангельской, Олонецкой и Пермской губерниях, в Сибири, в Волжском низовье, на Дону, т. е. там, где русскому народу жилось легче.Это период нашей истории, когда, складывались и великорусский, и украинский, и белорусский народы, период, когда выковалась мощь русского народа,период, который,стал "колыбелью русской народности".
Киев - центр большого государства. Власть Киева простиралась на далекие пространства вплоть до бассейна Оки и Волги. О Киеве конца X - начала XI вв. говорит Дитмар, как о большом городе, в котором было 400 церквей и 8 рынков и несметное множество народа. Адам Бременский во второй половине XI в. называет Киев соперником Константинополя. Митрополит Киевский Илларион в своем знаменитом "Слове" называет Киев городом, "блистающим величием", Лаврентьевская летопись под 1124 г. говорит, что в Киеве был грандиозный пожар, причем "церквий единых изгоре близ 600".Двор киевского князя хорошо известен во всем древнем мире, так как киевский князь в международных отношениях к этому времени успел занять весьма определенное место. Если верить летописной традиции, то именно северные князья заняли Киев, который с этого времени и делается "матерью городов русских", центром Киевского государства. Это событие, согласно летописным данным, произошло в 882 г. (конечно, датировка весьма относительная). В год смерти Олега Киевское государство охватывало уже значительную территорию.В каких отношениях к Киеву стояли покоренные племена и народы, точно определить трудно. Мы знаем, однако, что зависимые от Киева земли вынуждены были признавать над собой власть киевского князя, т. е. платить дань и помогать ему в его военных предприятиях. Далекий Новгород был связан с Киевом в основном такими же узами. На Востоке киевский князь имел своего представителя в области мери, где давно уже был город Ростов. С крайними южными племенами велась война. В Новгородской первой летописи есть строки :"И беша у него варязи мужи словене и оттоле прочии прозвашася русью". Договор 906 года Олега с Византией: «И заповеда Олег дати воем… уклады на рускыа грады: первое на Киев, та же на Чернигов, на Переяславль, на Полотеск, на Ростов, на Любечь на прочаа городы; по тем бо градом седяху велиции князи, под Олгом суще». В этом договоре Олег потребовал от Византии дани для подвластных ему князей. А вот строки из более позднего договора Игоря с теми же греками: «Мы от рода русского послы и купцы (длинный список имен), посланные от Игоря, великого князя русского, и от всякого княжья».Тверской летописец под 865 годом утверждает, что Смоленск в IX веке был «вельми крепок и мног людьми»Громадный археологический комплекс в Гнездово под Смоленском насчитывает около четырех тысяч курганов. При этом доля курганов IX и начала X века составляет всего 6 %. Пик захоронений приходится на середину X века — 57 % Дань, собираемая князьями, была лишь внешним побором, но никак не внутригосударственным налогом. А первые князья на Руси (IX–X) раздавали своим сыновьям и воеводам вовсе не земли, им всецело не принадлежавшие, а доходы с этих земель.