Найти в Дзене

5 оправданий, по которым в России физические наказания считают нормой

Оглавление
Школьник возвращается после уроков и видит, что мама ещё не приготовила обед, увлеклась перепиской в телефоне. Ребёнок нервно восклицает: «Ты что, ещё ничего не приготовила? Да сколько это может продолжаться? Кажется, по-хорошему ты не понимаешь!» И отвешивает родительнице звонкий подзатыльник.

«Что же это такое — возмутитесь вы — как так! Разве можно бить родителей?!» А если представить эту историю наоборот?

Мать, которая вернулась с работы, видит, что её чадо, не сделав уроки, не прибрав в комнате, сидит, уткнувшись носом в телефон. А она столько раз говорила: «Сначала уроки, потом развлечения!» Кажется, пока не треснешь подзатыльник, ничего на свои места не встанет. Такой расклад в России считается нормой.

Почему-то причинение физического вреда самой беззащитной части населения считается обычной практикой.

Люди возмущаются грубостью в очередях, несправедливостью собственных родителей, порицают жестокое обращение к животным, но иногда наказывают детей физически, и отношение к этому совершенно спокойное.
Люди возмущаются грубостью в очередях, несправедливостью собственных родителей, порицают жестокое обращение к животным, но иногда наказывают детей физически, и отношение к этому совершенно спокойное.

Давайте выясним, откуда у нас появились такие двойные стандарты.

-2

Топ-5 популярных оправданий родителей:

1. «Меня били родители, и я вырос нормальным»

От создателя: «Наше поколение выросло без психологов и все психически здоровы».

На самом деле:

Российское общество только учится отличать токсичные отношения от здоровых, абьюзеров от экологичных партнеров и видеть личные границы. Люди стремятся к здоровому обществу, но мы только в начале пути. По большей части, общество повторяет поведение своих родителей. Вопрос «бить или не бить» даже не возникает, потому что в нашем детстве это было нормой.

2. «Я только шлепнул по попе — это безопасно для здоровья»

Для физического — да. Для психологического — нет. Если родитель — самый близкий человек для ребёнка — может его бить, значит насилие — это в целом хорошо.

Как и большинство страшных последствий, вы не увидите вред от шлепков сразу. Физические унижения, как гнилые доски в каркасе дома, останутся шаткими и болезненными элементами душевной организации ребёнка.

Последствия рукоприкладств родителей становятся видны, когда ребёнок становится взрослым. Давайте разберём на примерах.

Мама не может достучаться до дочери, чтобы та сделала уроки, и только потом развлекалась. Сказала раз, два, три. В ответ: «Ага», и ничего не происходит. Мать теряет всякое терпение и со словами: «Да ты по-другому не понимаешь», решает всыпать дочке по первое число. Способ работает недолго, через пару недель всё возвращается на круги своя.
Через 20 лет девочка сидит у психолога. Её снова побил муж, а уйти она не может. Она считает, что виновата сама. Муж говорит, что по-другому она не понимает. Прямо, как мама.

Именно мальчики, которых били, считают нормальным воспитывать физически своих жену и детей.

Поднимая руку на ребёнка, помните, что этим вы уничтожаете его личные границы. Это значит, когда ребёнок вырастет, окружающие будут легко подавлять его и им манипулировать.

3. «Сто раз говорю — не понимает»

Когда в диалоге ребёнок — взрослый ребёнок не понимает, после первой неудачной попытки мирного соглашения родитель кричит.

-3

Если вам нужно не это — ищите язык, на котором он поймёт. Психика взрослого воспринимает как унижение, что его не слышат, но ваша цель — взаимопонимание.

Однажды я в течении 2-х часов вытягивала из сына причину его поведенческих бунтов. Он уходил от меня, молчал, пытался грубить. Легче всего было наказать за грубость и оставить думать о своём поведении. Но где-то шутками, где-то дружеской беседой мне удалось вывести его на разговор, который прояснил, что ему просто не хватает времени, которое мы проводим вместе.

Да, этих разговоров будет много, и это сложнее, чем просто отшлёпать и оставить думать. Но результат лучше.

4. «Эта неорганизованность и безответственность достает. Пока не наподдашь, ничего не сделает»

А вы давно заваливали сроки на работе или саботировали домашние дела? Давайте будем честны с собой — взрослые тоже не идеальны. Так почему же ваш начальник не всыпал вам плетей? Почему ребёнка бить можно, а вас нельзя?

Когда вы не справляетесь с работой, вас ждут последствия, а не ремень. Так дайте вашему ребёнку пару раз сходить в школу без домашки, чтобы он тоже познакомился с последствиями.

5. «Я не хочу поднимать руку, он сам выводит меня из себя»

Маленький злобный гений — манипулятор, который завладел сознанием родителей и заставил их вести себя, как первобытных: кричать, ругаться, бегать за ним с ремнём.

Такой изящный и изысканный способ переложить ответственность с себя на ребёнка связывает родителю руки. Ведь если ребёнок может управлять родителями, причём без применения физической силы, получается взрослый здесь — он.

8 законов уравновешенного родителя:

  • Кто владеет собой, тот владеет ситуацией. Если ребёнок вывел вас из себя, значит он командует парадом.
  • Не наказывайте там, где за вас это могут сделать другие. Ребёнок не сделал задание — пусть получает нагоняй от учителя. А вы посочувствуйте и спросите, что он собирается сделать для предотвращения подобной ситуации в будущем.
  • Теряете контроль над собой — идите погуляйте или попейте чая с мёдом. Никаких разговоров и наказаний, пока на смену Халку не придёт разумный родитель.
  • Не пугайте тем, чего не выполните. «Ну, завтра отец приедет — он тебе устроит...» Ребёнок решит, что родители у него балаболы, и будет выполнять обещания тоже завтра.
  • Ругая за проступки, не забывайте хвалить за достижения.
  • Создайте организованную семейную группировку, чтобы все члены семьи «дули в одну дудку». Если папа запретил ребёнку пользоваться компьютером, пока сын не сделает уроки, а добрая мама разрешила «всего на часок», толка не будет.
  • Маленькие поощрения за понятные фрагменты работы прямо сейчас: «Почистишь картошку — посмотришь мультфильм». Отложенные поощрения «За полгода хорошей учёбы получишь новый телефон» — работают только с теми, у кого воля уже развита. Хотя даже родителям, когда они, например, осваивают новую профессию, приятно получать плюшку за каждую маленькую победу, чтобы поддержать заряд оптимизма.
  • Какого бы блестящего будущего вы ни хотели для своего чада, будьте трезвыми в оценке возможностей ребёнка. Не можете оценить сами — спросите специалиста.

Не пропустите статьи о проблемах родителей и детей от специалистов, подписывайтесь на наш канал!

Автор: Лаура Романовская, психотерапевт, мама сына на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-4

Для детей на семейной форме обучения

О причинах:

Вопрос к психотерапевту: мой ребёнок меня раздражает

О личных границах:

«А больше ничего тебе не надо?» Нужно ли российским детям личное пространство?

Мой ребёнок — жертва токсичной дружбы. Что делать?