Учебный год - пора радостей и испытаний, как для детей, так и для родителей.
Чего будет больше, побед или неудач, радостей или тревоги - никто не знает. Одним из поводов для родительских волнений и переживаний, служит неграмотность детей.
Дети делают ошибки при письме, казалось бы, в элементарно простейших словах.
Родители заставляют детей переписывать, исправляя ошибки.
Ругают за невнимательность и халатность. Но… все безрезультатно. В этом случае речь идет о дисграфии.
Дисграфия - что это такое
- “Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС.”
Формирование участков мозга, а именно речевых систем человека происходит внутриутробно. Качественно сформироваться им могут помешать различные неблагоприятные факторы раннего перинатального периода (при рождении), связанные с родовым травматизмом: - токсикозы, гипоксия, безводный период, стимуляция родовспоможения, стремительные роды, недоношенность, кесарево сечение и другие оперативные вмешательства, требующие работы анестезиолога;
- особенности межполушарного взаимодействия (у левшей).
Эти патологические состояния приводят к астении нервной системы и могут осложнять освоение письменной речи.
Часто встречается наследственная предрасположенность к дисграфии.
В быту, в повседневной жизни, дисграфия может выглядеть как невнимательность. Вроде бы ребенок плохо слушает и поэтому ошибается.
В дошкольном возрасте таким детям рекомендуются начинать занятия с логопедами.
В школе, в младших классах, при письме они делают много разных ошибок, которые школьные учителя и родители обычно комментируют вот так: «правила знает, но ошибки делает», «ошибки из-за невнимательности», «занимается, но без толку».
- По мнению специалиста: «В основе грамотного письма лежит не знание правил, а слаженная деятельность речевых систем коры головного мозга. Для успешного обучения эти участки мозга должны созреть. У некоторых детей этот процесс происходит не так скоро и споро, как хочется взрослым. Именно тогда речь может идти о дисграфии».
Дисграфию у ребенка можно заподозрить в 8-8,5 лет, когда ребенок уже знает все буквы и умеет читать и писать.
Не надо думать, что дисграфия — это диагноз, заболевание. Это не более чем особенность развития человека в определенный период его роста, которая обычно компенсируется к концу пубертата.
- “С умственными способностями и общим развитием ее нельзя связывать. Дисграфики обычно хорошо успевают по тем предметам, которые не связаны с письмом”.
Многие неуспевающие знают нормативную грамматику, годами занимаются с репетиторами, но все это зря. В то же время большинство грамотных людей не вспоминает и не знает никаких правил.
“Любой ли безграмотный человек - дисграфик ?”
Детские логопеды и неврологи подтверждают: “ Да, все безграмотные люди - дисграфики”. Никаких других причин для этого нет и быть не может.
Школа и репетиторы вряд - ли помогут такому ребенку. Грамотность не повысится от диктантов, заучивания слов и повторения школьных параграфов. У школьной программы другие задачи. Обучение грамотному письму в ее планы не входит. Ее задача - изучение нормативной грамматики.
Грамматика и грамотность - это не одно и то же. Грамматика изучает разделы языка, его строение, а также она описывает то, что и так очевидно. А грамотность - это навык, умение писать без ошибок, не думая каждую минуту, что это там за часть речи и что с ней делать или где какое склонение. Ни один человек при письме об этом думать не станет.
Мифы про книги и гаджеты
- «Чтобы писать грамотно, надо больше читать».
Это широко распространенное заблуждение. Дисграфик не в состоянии эффективно читать, понимая смысл и делая анализ прочитанного, как ждут от него родственники и педагоги. Ему так же трудно читать, как и писать.
«Книг надо больше читать» - такие слова вряд ли вызовут желание взять в руки книгу.
В читающей семье никогда такая фраза не прозвучит. Там чтение - естественное занятие. Читать надо не для того,чтобы стать в результате грамотным. Чтение должно быть потребностью, необходимостью для человека.
- С человеком, который не читает неинтересно, он не может достойно поддержать разговор, не в курсе актуальных тенденций.
- У него ограниченный кругозор и скудный запас слов. При общении с таким человеком приходится подстраиваться под его речь.
- Чтение необходимо для установки общих кодов общения. Поэтому надо следить за выходом важных и интересных книг, покупать или скачивать их, подписаться на посвященные культурным явлениям сообщества в соцсетях, читать обзоры и рецензии.
А грамотность тут ни при чем.
Дисграфия хорошо корректируется с помощью специальных методик и техник. Хорошие специалисты, терпение и желание - помогут вашему ребенку!
Подводя итог, хочется сказать, что очень важно быть внимательным к своему ребенку. Не ругать, не кричать, а спокойно разобраться в проблеме, чтобы не навредить. Потому, что бывают затруднения, которые от ребенка не зависят, а требуют вашей экстренной помощи.
Если вам понравилась и была полезна статья, ставьте лайки
Делитесь своими размышлениями и комментариями и не забывайте подписаться на канал