В понимании обычного человека #археология — это наука, которая занимается поиском и откапыванием всевозможных древностей. Многие вообще думают, что любой историк — непременно и археолог. В общем-то, это мнение очень близко к истине. Археология действительно относится к исторической науке, а студенты-историки действительно проходят археологическую практику. Правда, археологами потом становятся немногие.
Это отдельная дисциплина, имеющая свои методы и цели. И она требует не только знаний, но и физического напряжения, ведь археолог много времени проводит в полевых условиях, на раскопках. Это довольно-таки тяжело.
Историки, как известно, изучают прошлое человеческого общества. Откуда они берут материал для своих выводов? Прежде всего — из письменных источников, но не только. Огромный пласт материала дают археологи, которые находят и систематизируют предметы материальной культуры. Впрочем, поправлюсь — не только материальной, но и духовной, потому что, например, многие тексты были найдены именно в процессе археологических раскопок. Вспомним вавилонскую клинопись или берестяные грамоты. Конечно, эти артефакты имеют и материальную ценность, как предметы, но главное в них — содержание, то есть духовная сторона.
Таким образом, археология является исторической наукой, имеющей прикладной характер, добывающей материалы прошедших эпох.
Она изучает следы, оставленные человеческой деятельностью и сохраненные в слоях почвы или под водой. Как правило, это остатки зданий, захоронения, выброшенные, спрятанные или потерянные когда-то вещи. Чаще всего все это откапывается не в целом виде, а фрагментами, иногда мизерными. Однако даже самый, казалось бы, бесполезный кусок чего-то древнего может стать основой для грандиозного открытия. Например, на Алтае откопали в Денисовой пещере часть фаланги пальца древнего ребенка. Казалось бы, что это может дать науке?
Очень много! Был сделан генетический анализ останка и выяснилось, что он принадлежал совершенно до того неизвестному виду хомо. Это был не сапиенс, не неандерталец и не эректус. Новый вид человека назвали денисовским. Зубы и челюсть подобного существа были найдены и в других местах.
Археология играет огромную роль при изучении древних эпох, когда письменность была еще не создана или не развита. Когда мало письменных источников, а то и вообще их нет, только результаты археологических раскопок могут дать информацию об изучаемом периоде. К тому же даже при наличии письменных источников доверие к ним не может быть абсолютным. Понятно же, что в летописях могли писать что угодно, многое опускать, что-то придумывать и т.д. Так что информация не всегда достоверна, чаще всего противоречива.
На этом фоне достоверность археологических находок кажется более определенной. Хотя и в этой области не все слава богу, ведь эти находки можно фальсифицировать. Вспомним хотя бы историю пилтдаунского человека, который был наглой подделкой.
Так что археологические находки требуют тщательной проверки и идентификации. Кроме того, их надо интерпретировать в контексте эпохи и культурной ситуации изучаемого времени. Делать далеко идущие выводы из найденных вещей нельзя. Скажем, в древнем захоронении нашли различные предметы, в том числе оружие. Можно ли сказать, что это непременно могила воина? А если тут же лежит детская игрушка? И резец скульптора?
Любой вывод будет авторской реконструкцией археолога, его гипотезой.
Многие люди считают, что #история — вообще не #наука . Ее предмет слишком туманен, неопределен. Однако прошлое — это объективный факт, и осталось много его свидетельств. Археология занимает свое место в системе наук, находя и объясняя эти свидетельства.
Читайте еще на моем канале:
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Зримый и величественный призрак из прошлого: корабль Vasa в Стокгольме