Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу провели заседание совместной группы стратегического планирования.
Одним из ключевых направлений переговоров руководителей дипломатических ведомств стала тема безопасности, в том числе программы военного сотрудничества и укрепление политического диалога по черноморскому региону. Также министры обсудили дальнейшие шаги в рамках организованного Киевом антироссийского саммита «Крымская платформа» и подготовительные мероприятия к очередной встрече президентов Турции и Украины.
Напомним, последние переговоры Владимира Зеленского и Реджепа Эрдогана прошли две недели назад на полях 76-й Генассамблеи ООН в США. При этом результаты последних совместных переговорных мероприятий воспринимаются крайне неоднозначно в украинском политическом аппарате. Например, депутат Верховной рады Олег Волошин заявил, что выстраивание украинско-турецкого сотрудничества происходит на условиях Анкары и не отвечает интересам Киева, отметив, что президент Турции проигнорировал приглашения украинских властей принять участие в саммите «Крымская платформа». Как подчеркнул парламентарий, оставляя без должной поддержки политические инициативы Киева, Турция использует Украину как рынок сбыта своего вооружения.
Примерно таким же образом, комментирует результаты недавних переговоров Украины и Турции военный эксперт Алексей Леонков. «Эрдоган использует Украину для сбыта своей военной продукции, тем более что турецкая экономика требует вливаний», – заявил эксперт, отметив, что «Киев ожидал от Турции гораздо большей поддержки, которая обходилась бы гораздо дешевле украинскому бюджету».
Отметим, что на сегодняшний день Турция остается одним из главных поставщиков военной продукции ВСУ. При этом результаты военно-технического сотрудничества с Анкарой отчасти можно считать вынужденной мерой, поскольку ряд стран НАТО отказываются от военной поддержки Киева, в том в вопросе передачи вооружения, по политическим и другим мотивам. В частности, на эту проблему указывают украинские чиновники, заявляя, что, помимо Турции, из крупных игроков Североатлантического альянса осуществлять масштабные поставки оружия Украине сегодня готовы только США и Великобритания.
Отметим, среди самых резонансных украинско-турецких военных соглашений стала закупка ударных турецких БПЛА Bayraktar. В настоящее время стоимость приобретенных у Анкары дронов оценивается в несколько десятков миллионов долларов. Также недавно президент Владимир Зеленский сообщил о строительстве в Турции двух корветов для флота Украины. По данным источников, только в 2021 году Киев выделил почти 150 миллионов долларов на данный контракт, целесообразность которого продолжает оспариваться специалистами.
Так или иначе, вопреки критике, президент Владимир Зеленский, глава МИДа Дмитрий Кулеба и другие украинские переговорщики говорят об удовлетворении результатами сотрудничества с турецким соседом. Среди успехов, которые видит Киев, называется непризнание турецкими властями российского статуса Крыма, поддержка идеи вступления Украины в НАТО и другие инициативы, в обмен на которые Киев совершает дорогостоящие покупки турецкого ВПК.