Найти тему
PLATFORMA MEDIA

Социальная защита обзаводится цифровыми адвокатами

Фонд соцстрахования заказал ГОСТ, который установит правила для цифрового досудебного урегулирования споров между гражданами и фондом. Стандарт должен описать «цифрового социального юриста», бот-консультантов, «умные» калькуляторы.

Фонд социального страхования (ФСС) — один из трех российских внебюджетных государственных фондов — разместил на портале госзакупок контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка Концепции использования цифровых технологий для правового обеспечения обязательного социального страхования». Сумма лота — 4,625 млн руб. Заявки на участие в открытом конкурсе подавались до 17 сентября.

Контракт включает в себя создание проекта государственного стандарта России (ГОСТ), следует из документов. Он установит единые правила досудебного урегулирования споров между гражданами, страхователями (работодателями, уплачивающими страховые взносы за работников) и фондом с использованием цифровых технологий, пояснили РБК в ФСС. «Планируется прописать правила для таких сервисов, как бот-консультант, бот-заявитель, «умные» калькуляторы фонда, которые определят легитимные условия, статусы, результаты предоставления услуги и прочее, что предложит победитель конкурсной процедуры», — отметили в фонде.

Под правовым обеспечением подразумевается в том числе решение юридических споров между гражданами, юрлицами-страхователями и ФСС.

Например, споров по поводу размера назначенных пособий (ФСС администрирует выплату пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и т.д.) или по поводу предоставления инвалидам технических средств реабилитации. По ожиданиям чиновников, создание ГОСТа повысит качество, доступность, востребованность услуг фонда в цифровом формате, а также уменьшит затраты ведомства и потребителей его услуг.

ФСС ставит задачу увеличить «долю массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%».

Предыдущая попытка создать цифровых помощников

В настоящее время большинство услуг ФСС (оформление пособий, получение технических средств реабилитации и др.) предоставляется в электронном виде — через сайт ФСС и портал госуслуг. Например, без посещения медучреждений можно оформить электронный больничный лист. В фонде ожидают, что «результаты проекта позволят провести оптимизацию и реинжиниринг технологических процессов данных услуг».

В решении же правовых споров цифровые технологии ФСС применял не столь активно. Изменить ситуацию фонд намеревался еще в 2018 году. Тогда ведомство объявило о разработке системы «Цифровой социальный юрист». Планировалось, что проект поможет ускорить урегулирование споров между гражданами и ФСС, осуществлять контроль за исполнением принятых решений, упростить отношения с участием поставщиков социальных товаров и услуг, оптимизировать правоприменительную деятельность. В рамках проекта должны были появиться такие сервисы, как «умный» калькулятор, «цифровой социальный адвокат», «цифровой социальный нотариус» и другие. Эти же термины фигурируют в тексте госконтракта, размещенного три года спустя — в августе 2021 года.

Работа над проектом «цифровой социальный юрист» не прекратилась, но шла не такими быстрыми темпами, как хотелось, в том числе из-за пандемии, объяснили в ФСС. Для возобновления активной работы в этом направлении и нужна разработка концепции с учетом новых реалий, подчеркнули в фонде.

Как рассказывал в 2018 году тогдашний первый заместитель главы ФСС Евгений Писаревский, главным отличием «цифрового социального юриста» от существующих информационных сервисов будет наличие юридически значимого электронного документа: если человек однажды рассчитал с помощью «умного» калькулятора пособие, оно становится обязательным для фонда и в судебных разбирательствах используется как доказательство.

Объявление планов о создании «цифрового социального юриста» сопровождалось договоренностями ФСС с юридическими сообществами о сотрудничестве. В частности, к программе ФСС собирались подключиться Федеральная палата адвокатов и Федеральная нотариальная палата (ФНП). Как рассказали РБК в ФНП, эти планы не осуществились. «Да, действительно на этапе разработки проекта в 2018 году ФНП выразила готовность к участию в нем. Он обсуждался на совместных встречах представителей ФНП и ФСС. Однако на данный момент информации о деталях и сроках запуска проекта у Федеральной нотариальной палаты нет», — отметили в организации нотариата.

Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»