Так ли велик процент белорусов, которые стали успешными за границей? Правда ли, что подавляющее большинство несогласных – это люди, у которых все есть? Почему наша страна может быть бенефициаром инноваций? Об этом и многом другом в программе «Умный эфир» на МВ-радио говорил аналитик, блогер Илья Бегун.
Дефицит уважения
– Подрастает поколение людей, моих ровесников, часть из которых не понимает в какой стране живет. Причем понять можно всегда. Вопрос в том, что ты оставил за собой. Некоторые люди, как, например, Павел Латушко, Валерий Цепкало, проживают жизнь, работая в госсекторе, но их деятельность, как выясняется, посрамлена теми действиями, которые они допускали на своих должностях.
Говорить о том, что все должны быть патриотами, невозможно. Я не знаю ни одной такой страны. Большая часть людей, на мой взгляд, живет ради себя, близких. Это нормально. Но, кроме этого, в поступках человека может быть общественный вклад – выбрось окурок не на тротуар, а в мусорку, скажи спасибо кассиру в магазине. Так вот сейчас отношение человека к окружающему миру нарушено.
«Выросло поколение «непуганных идиотов», которые не знают, что такое терять и страдать. Подавляющее большинство тех, кто с чем-то не согласен. Это люди, у которых все есть».
Одна из сегодняшних проблем – это развитие технологий. Я ни в коей мере не предлагаю от них отказываться. Да и представить это невозможно. Технологии упрощают многие вещи, удешевляют, но возникает проблема: за счет телефонов, различных сервисов мы подстраиваем окружающий мир под себя. Мы смотрим и читаем только то, что хотим. И это отчасти нарушает коллективное взаимодействие. Мы выстраиваем нашу жизнь таким образом, что теряем взаимосвязь с людьми. И на фоне гедонизма и ощущения того, что мир крутится вокруг тебя, а также благодаря интернету, мы становимся экспертами во всем.
Произошел дефицит уважения к опыту и профессиональному авторитету – так называемая инфляция ценности высшего образования. Да, в интернете есть информация, но часто она поверхностна, не профессиональна.
Сомнительный успех
– Кто в США управляет государством? Есть внешняя красивая картинка – демократия, две партии, выборы. Огромное влияние на общество, особенно с появлением информационных технологий, оказывают медиа. И фактически контроль над государством имеют лобби (по сути, узаконенная коррупция). На Западе привыкли, что люди – это стадо. А стадом проще управлять.
У нас скорее наоборот. Людей просят: давайте вместе придумаем, разработаем, поговорим. Но то же поколение «зумеров» смотрит на Запад: там больше зарплата! И никто не задумывается: а кто из белорусов, которые туда уехали, стали успешными? Хорошо, назовем сто, а сколько всего уехало?
Я отношусь крайне скептически ко всем этим историям успеха (история Стива Джобса и так далее). Это не применимо к жизни, ведь успех – колоссальная совокупность случайностей.
Системная работа
– На этапе обязательного среднего образования не хватает базовых фундаментальных вещей. У нас нет разговора о философии, социологии, психологии. Для того, чтобы дети были более информированными, им выдают книжку «Мая краіна Беларусь». У меня вопрос: а какой процент из них эту книгу прочитал и осмыслил?
Не бывает, чтобы из одной книги можно было понять все о государстве. Это постоянная системная работа. Сейчас мы пытаемся впихнуть в человека большое количество информации вместо того, чтобы научить его эту информацию искать, анализировать, структурировать.
Айтишники и оппозиция
– Есть такое понятие, как социально-полезная нагрузка. У ряда IT-компаний, по крайней мере, у сотрудников, существует мнение, что айтишники якобы содержат бюджетников. Но когда они говорят про налоговые отчисления с физлиц, про ФСЗН, то забывают, что это законодательно прописанная обязанность компаний и физических лиц.
Когда я был в Литве, встретил человека, который стоял у истоков EPAM. Он рассказал занимательную историю, как создавался ПВТ. Собрались руководители трех крупных IT-компаний и решили замутить собственную свободную экономическую зону. Попался Валерий Цепкало, который в тот момент был вхож в круги Александра Лукашенко. И, по сути, Валерию дали бумаги, как все это должно выглядеть. Валерий убедил, что в этом есть дичайший потенциал.
Да, сегодня ПВТ обладает хорошим экспортным потенциалом, имеет определенную долю в нашем ВВП (правда, не превышающем молочную отрасль), плюс дополнительные социальные отчисления. Но возникает вопрос общественной пользы, касаемо того, в какой стране компания находится.
Основная претензия у части людей такая: почему западные страны, в том числе США и ЕС, вводят санкции, а при этом ФСЗН сотрудники ПВТ платят от среднереспубликанской заработной платы? То есть уместны ли преференции сегодня? А сколько этих компаний имеет контракты в Беларуси? Я уже задавал этот вопрос и пару лет назад, работая в одной из таких крупных компаний, сам проверял. Контрактов на белорусском рынке не имелось. Даже общественные инициативы не были доведены до конца. Правильно недавно сказал один из наших парламентариев: ребята, вы можете работать на западный рынок сколько угодно, вопрос, что западный рынок в перспективе может прекратить работать с вами. Причем не конкретно с Беларусью, а с Восточным регионом: Беларусью, Россией, Казахстаном, Китаем. И вопрос в том, что сегодня представить вектор развития в сторону ЕС невозможно. И новые экономически зоны – это абсолютно реальная перспектива.
Гибель сотрудника КГБ
– Что такое сегодня смерть человека? Минус один фолловер (от англ. follower; синонимы: читатель, подписчик в сети – прим.). Есть осознанный цинизм: когда ты видел много смертей в своей жизни, ты спокойно к этому относишься. А есть глупость, когда ты даже не понимаешь, что произошло. Когда люди шакалили на произошедшем, писали гадости, мы наблюдали глупость.
Вопрос не в ружье. Дай дураку возможность, и он найдет сто способов уйти из жизни и утащить с собой других. Но, касаемо ситуации, проблема действительно фундаментальная – ради видео…
«Любое общество подвержено наличию деструктивных элементов».
Из человека слепили какой-то светлый идеал айтишника (а он даже программистом не является). Было видно на кадрах, что он пребывает в большем шоке, чем супруга. Она была расчетлива, более спокойна. Было видно, как женщина выходит с телефоном. Представьте: у тебя в квартире перестрелка, а ты это снимаешь. Это абсолютно аморальное поведение…
Цифровая валюта и другие инициативы Китая
– Китай пошел довольно интересным путем – начал переходить от капитализма к социализму. Из последних инициатив, которые касаются IT-отрасли, в Китае полностью запретили криптовалюты. Отчасти это связано с тем, что в стране вводят собственную цифровую валюту. Китайцы создают свою экосистему. Они делают так, чтобы гражданин страны не был заинтересован в использовании западных сервисов. Но у них огромная страна, более миллиарда людей. Мы, маленькое государство, не можем говорить, например, о своем YouTube.
Также в Китае начали работать с устранением социальной разницы в плане выплаты зарплат. Представители одной специальности не должны получать больше, чем представители другой. Китаю это под силу. У них есть достаточно ресурсов, финансов и рычагов влияния.
Беларусь как бенефициар инноваций
– Чем хороша Беларусь? Это небольшое государство, в котором выстроена вертикаль власти. Если хотим апробировать какую-то идею, можем быстро это сделать. У нас есть вещи, которых еще нет на Западе. Например, ЕРИП. А в каком количестве стран подобный процент внедрения бесконтактных платежей? Вроде бы мелочь, но мы с этим сталкиваемся каждый день. В Беларуси можно быстро апробировать определенные концепции: небольшое государство, легко внедрить, все подконтрольно.
В этом случае мы можем быть бенефициаром инноваций. Да, есть сопредельный риск – все ли инновации хороши. Но если мы работаем в рамках Союзного государства, ЕАЭС, международных взаимодействий и сотрудничеств, например, с Китаем, то в этом случае партнеры могут выступать гарантами инноваций. Мы вместе прорабатываем идею, наши специалисты адаптируют и локально ее внедряют, а на случай возможных шероховатостей есть финансовая подушка.
Автор статьи: Анна Халдеева
Автор фото: носит иллюстративный характер