Никогда после парламентских выборов не было такой череды скандальных разоблачений фальсификаций и онлайн-трансляций независимых кандидатов с избирательных участков во время выборов и вот опять. И точно также никогда не был так крепок и глубинен всеобщий по**уи3м на этот счёт. Даже самые отбитые лидеры "оппозиции" высказывались вяло, уже как будто особенно плохо веря в свои силы, как будто внутренне дожидаясь каких-нибудь информационных шумов, который позволит окончательно забыть об их существовании. Помитинговало около тысячи человек в Москве, постояло несколько десятков по регионам, повылезали какие-то непонятные "общественные лидеры" которые поспешили насоздавать повсеместно каких-то непонятных советов и ассамблей... И "снова пустота", и снова никого нет.
Среднестатистический российский независимый политик - это своего рода борец-ждун, который не допускает в свою голову стать тем самым, кто решится сделать первый шаг и повести за собой людей. И я сейчас не про христианский шаг самопожертвования, я говорю про обычный офицерский героизм, про способность не растеряться и организовать атаку при убитом командире. Российский оппозиционер, в отличии от своих прототипов позапрошлого-начала прошлого столетия, не идёт в народ и не пытается его организовать (в лучшем случае, он поручает это делать своим менеджерам на местах, которые делают всегда вяло и лениво, как бы встраиваясь в общую концепцию региона). Он верит, что сможет раскрыть свой потенциал в тот день, когда народ сам возмутится и выйдет как в Беларуси; только наш герой не позволит как белорусам про**ать протест. Вы только выйдите многомиллионной толпой, а мы вас приведём к победе! Это напоминает старую интернет-историю про диванные войска и компьютерных героев, только сегодня они повзрослели, научились снимать видео для ютуб и бесконечно пересказывают друг другу одни и те же устаревшие двести лет назад учения, даже помыслить себе не позволяя поговорить о чём-то свежем, новом, революционном в созидательном смысле.
Но история же знает пример развала СССР, знает множество примеров ненасильственной смены власти при тотальном безразличии. Почему же так "глубинно" разрабатываемые выборы в парламент были так "бездарно слиты"? Почему в этот раз снова искра не выскочила?
В массовом сознании россиян не существует такого понятия как борьба за парламент и независимые ветви власти; это пока что для россиянина очень сложно и слишком сбито идеологическим популизмом на федеральных каналах. Другое дело для нашего мужичка - условное поле битвы с царём, с сакральной короной. Болотные выступления лишь подтверждают эти слова, как и протесты в Беларуси. Но как и показали эти примеры, протест без голоса бесполезен, а голос без смысла - не появится.
Так что же делать?
К сожалению, как следует из разговора даже с некоторыми моими политически активными знакомыми, мало кто считает, что президентские выборы носят для современной России эпохальный, может даже исторический характер. С таким подходом нам в этот год просто поменяют во рту содержимое, и дышать придётся также привычно через нос. Или же мы наконец сможем сломать это колесо и дышать полной грудью, но для этого нужна терпеливая и кропотливая работа с обществом, а не с лайками и просмотрами. Есть надежда, что за три года у "оппозиции" хватит мозгов детально и коллективно проработать кампанию нескольких подстраховывающих друг друга кандидатов, либо консолидированная поддержка "по-умному" одного кандидата... да не важно, главное без предательски-вредительских призывов бойкотировать и эти выборы.
Все эти три года российское общество вероятнее всего будет активно прорабатываться к свершению транзита власти. Транзит власти, простым языком – это то же самое, что было, когда коммунисты стали демократами, а Ельцин передал престол Путину. Для широкого потребителя всё кажется динамичным кино с разнообразием фрикованных персонажей, и именно это та картина, которая активно транслируется через телевидение и в среде кремлёвских политтехнологов прямо сейчас. Очень важно, чтобы никто внутренне по ту сторону экрана не возмутился очередным закулисным решениям очередных семей, коза ностры и пр. дрм.
Режим будет старательно делать так, чтобы общество решило, будто следующее лицо правительства – действительно хороший и достойный кандидат. Он будет таким же кристально чистым и безупречным (см. плохо изученным общественностью) как его предшественник, вся его речь при внимательном взоре будет состоять на основе результатов, цифр и графиков независимых социологических опросов. Учитывая, как трусливы поколения оппозиционеров прошлых десятилетий, ими же и будут активно распространяться праздничные возгласы о том, что вот наконец-то демократия победила, царь свергнут и всё сейчас само изменится, система поменяется под давлением ярких белых накрахмаленных улыбок и англицизмов (если человек после очевидного и разгромного поражения с пеной у рта доказывает, что на самом деле он победил и победил вполне логично, то у любого здравомыслящего человека появятся вопросы касаемо адекватного восприятия реальности этим "революционером"). И вот уже мировая общественность потеряла бдительность ещё лет на пять-десять, и вот вопрос радикальных системных перемен отложен на неопределённый срок.
Если до президентских выборов поехавший не развяжет какую-нибудь идиотскую войну (чем только, скорее всего, спровоцирует полную жесть на территории России-матушки, тьфу-тьфу не дай бог) и мы сможем дожить до дня выбора следующего президента, то к этому дню нужно быть максимально готовым и собранным. Отпустить выборы президента нельзя, как и преступно ждать естественной смерти вождя (господи, мне даже неловко этот откровенно детский лепет повторять про то, что вот умрёт главный архитектор и вся конструкция поменяется - философия рабов и господ). Здесь я наблюдаю для пассионарной части молодых поколений как минимум основные цели-минимум, и цель-максимум. Целей-минимум основных две.
Не знаю, сколько человек обращает внимание также, как и я на незначительные новостные депеши о том, что где-то ещё как-то чуть-чуть урезали субъекты и укрупнили полномочия наместников. Также, как и с выборами в Госдуму, пропаганда будет незаметно внушать мысль, что грядущие выборы во многих национальных парламентах – бессмысленны и неинтересны, эту же мысль будут дублировать скорее всего некоторые активисты, заряженные коллегами в Москве.
Выборы в местный парламент – это финальная схватка перед финальным боссом, где будет возможно протащить независимых кандидатов, которые смогут проследить за адекватным и бесперебойным функционированием всех органов муниципальной власти в период потенциального хаоса (в первые дни которого сегодняшние «управленцы» первые же свалят в страшно ненавистную Европку). Это та самая цель-минимум. И повторюсь неоднократно: делать это нужно до самого последнего момента находясь ниже радаров и тем более не вступать в общественную полемику по федеральной повестке.
Необходимо очень чётко понимать на опыте девяностых годов, что занять пост президента и даже большинство в парламенте – это ещё далеко не победа. Настоящая война всегда идёт за регионы и местных баев. Я осмелюсь напомнить читателю, что независимых выборов губернаторов уже давно нет, а системные ошибки вроде Сергея Фургала оперативно устраняются (это только сильно видимая часть айсберга), а потому говорить о какой-то независимой среде профессионалов сложно. Победившей Москве придётся вести настоящую войну не только с крупным промышленным бизнесом, но и с целой армией местных чиновничьих вождей и их серых племён.
Почему опасны необоснованные заявления смузи-либералов про победу тем, где ею даже приближённо не пахнет - как раз в связи с грядущими во многих регионах масштабными переизбраниями местных законодательных органов; если поражение в Госдуме представляется как победа - то условный Курултай вообще не должен удостаиваться внимания. Но напротив, всё это толкает нас параллельно поставить себе вторую цель-минимум, о чём сегодня говорят уже многие независимые нелиберальные оппозиционеры: формировать научно-политическое подполье, по аналогии с кружками марксистов и анархистов в начале XX века, создавать web-студенческие кружки. Перехватывать ту неконтролируемую и опасную энергию молодых пассионариев, которая сейчас без присмотра выплескивается под самыми ужасными и чудовищными обличиями школьных расстрелов, массовых *роскомнадзор* и жестоких издевательств над слабыми и незащищёнными людьми, и направлять эту народническую энергию в поле политического и философского поиска. Идеологической пустоты не существует, и если пустоты поколений 40+ авторитарный режим научился ловко заполнять своей псевдоидеологией, то более молодые поколения в эту чушь верить уже особо не хотят, и потому непременно будет расти общественный запрос на смыслы.
Победа через три года будет невозможна ни при каком раскладе, если в регионах беспрепятственно будут действовать кланы наместников, не имеющих никакую реальную консолидированную оппозицию, если острие клинка будет затуплено и оглядываться на призрачный "русский народ". Я не аятолла, но хотел бы пожелать человеку, которому озвученные здесь идеи близки, стараться во время движения к этой дате, повторюсь, не подниматься выше радаров и не вступать безрезультативно в схватку, в который изначально не может быть шансов на победу. Слушать жалобы у опять ничего не сумевших оппозиционеров ещё десять лет ни у кого желания нет, и надеюсь к заветной дате это настроение будет активно поддержано обществом. Мы хотим перемен, а не нытья от несправедливости режима. А поэтому как учит военная восточная мудрость: сначала одержи победу - потом вступай в схватку.
Российский народ активно и массово пойдёт на выборы, я в этом уверен более чем (если, конечно, как писал выше, не произойдёт какой-то из ряда вон выходящий…), и скорее всего режим попытается всё обставить по-своему, и скорее всего на это может последовать неожиданная общественная реакция. Её обоснованность и сила возможна только с отвоёванными кусочками земли местного самоуправления, под любым видом и качеством. Не надо расстраиваться и отчаянно размахивать в стороны руками – надо забывать всю ту идеологическую чушь, которые вбивали "старшие товарищи" из числа как режима, так и квази-оппозиционеров из далёкой Москвы.
Только перевод приоритета на региональную повестку, что значит переход на позиции регионализма с приоритетностью работы по Просвещению, позволит получить серьёзные шансы на победу в 2024 году. Но сначала надо честно себе ответить на вопрос – а нужна ли это победа? А сможем ли мы справиться с ней? Нет, если нашей целью будет "разберёмся с врагом, а дальше решим как быть". Именно с этими мыслями демократическое крыло партийной номенклатуры, например, вопреки всем законам здравого смысла и политики начало серию реформ по перестройке политической и экономической конструкции государства тридцать лет назад, не имея внятных и научно обоснованных проектов реформирования, тем самым заложив путинизм как закономерность этой изначально гнилой авторитарно-благоприятной системы.
Кандидаты - пидоры?
До сих пор на дрожжах проигранных думских выборов (согласен, тут как посмотреть, но мы говорим сейчас глобально) активно выражают своё мнение архаичные противники выборов; как правило они всего лишь попугаями повторяют популистские идеи "выбор не помогут - нужна революция". Как бы радикально и устрашающе правильно эти слова не звучали, на самом деле это - психологическая уловка ничего не делать. Сторонникам радикальных сменщиков можно порекомендовать только одно логичное решение: организовывайте, друзья. Только чтобы совет был конструктивным хоть на каплю: попробуйте сначала качественно организовать любое мероприятие на широкую аудиторию, без привлечения "бюджетников" - делать как правило это не умеют ни власть держащие и служащие преданно им, ни горе-революционеры. Целесообразность участия в выборах даже декоративных мы ещё неоднократно обсудим, и царскую Думу затронем с её ролью во время настоящей революции.
Но ведь среди кандидатов как правило одни ироды да тепличные дети, из кого выбирать? Опять за коммунистов? Независимые кандидаты ведь выдвигаться не смогут, да и сможем ли мы их идентифицировать?
Здесь две наши программы-минимум сливаются воедино и формулируют свою главную цель: наша задача создавать кандидатов и наблюдателей, просвещать широкие слои думающей молодёжи и самых пассионарных из них перехватывать, наставлять, обучать, снабжать региональной повесткой.
Какими партиями продвигать? Совершенно неважно. Любое слабое региональное отделение любой зарегистрированной законом партии - это плацдарм, площадка (или как г-н Явлинский говорил - такси до точки В). Понятно дело, что повестка должна хотя бы по основным пунктам не быть людоедской, это значительно уменьшает круг поиска, но продублирую ещё раз важную мысль - искать слабое идейно и организационно региональное отделение любой зарегистрированной партии, с целью использования её для участия в выборах. Конечно, эффективнее было бы внедрение через партию власти, если бы там действовали принципы лояльности (как например в КПСС), но действующий режим построен вокруг идеологии альфа-самцов-кидал, поэтому внедриться в систему через этот лифт сможет только отъявленный самурай, поэтому этот вариант мы не озвучиваем. Главное, что нужно понять - нам всем нужен результат, нам нужны не просто перемены, нам нужна готовая альтернативная система, которая сможет организовать эффективный и бескровный переход в новые политические реалии. Важно понять, что перемены и смена всей системы произойдёт в любом случае - это уже давно зависит не от сторонников Навального (чьи структуры признаны экстремистскими в РФ), не от православных фашистов или башкирских националистов; на что действительно независимые политические силы могут и должны повлиять - если говорить историческими метафорами - не допустить второго разгона Учредительного собрания. Пока что это та цель, которая должна не отвлекать на мелкие отвлекающие манёвры власть имущих.
"И вдруг нам становится страшно что-то менять..."
Ну и в заключение хотелось бы сразу высказаться касаемо темы, обычно идущей рука об руку с темой о революциях и выборах - тема страха, с которым я неоднократно сталкивался в современном обществе при разговоре о переменах - страхе повторения девяностых годов и всех тех ужасов. Особенно это обращено к тем молодым, которые постоянно поддаются давлению и прессингу со стороны родителей, учителей и "больших дяденек в телевизорах" методично кнутом и засохшим пряником навязывающим, что за этим самодержавием - хаос, тьма и раздор. Но это всё откровенная ложь, это дешёвая сталинская профанация.
Друзья, позволю себе напомнить, что девяностые - это последствия не демократии по умолчанию как таковой, это последствия неграмотно проведённых реформ на местах, это последствия слома старой семидесятилетней экономики и выстраивания в кратчайшие сроки новой, это ещё очень дешёвая нефть и невыносимо огромные траты на вооружение и холодную войну, это титанические неподъёмные долги всего Советского Союза, от которого, кстати, отказались многие наши дорогие соседи.
Сегодня у России таких проблем нет: рынок работает и функционирует успешно, даже при давлении силовиков и кремлёвских менеджеров, нефть всё ещё высокая, доллар уже высок, но это ещё изменяемая единица, территориально нам никто не угрожает и ни с кем войну пока что мы не ведём. Никакие новые девяностые возникнуть не могут, может возникнуть российская Великая Депрессия или какой-нибудь совсем тёмный мрак, но больше поддаваться этому страху нельзя, и чтобы этот страх не распространялся, нужно иметь работающую систему местного самоуправления, нужны внедрённые регионалисты, способные в ответственный час создать независимую коалицию отстаивающую интересы и права граждан. Консолидируйтесь, друзья.
Россия будет свободной, только если мы её освободим.
Р. Б., подпишись: https://t.me/rbaltaev