Что значит христианское выражение «не от мира сего». Отвечает профессор МДА Осипов А.И.
Очень важным моментом является понимание христианского, евангельского выражения «не от мира сего».
«Ошибки в понимании, в мысли – как говорит профессор МДА Осипов А.И. – могут приводить к страшным последствиям» (Осипов А.И. «Значение мысли»).
Если человек понимает «не от мира сего», как социальную изоляцию и при этом, психологически испытывает чувство социального одиночества и непонимания, то такая неправильно понимаемая евангельская мысль приведет его к еще большей психологической, социальной и иной изоляции, к еще большим проблемам одиночества.
Если человек понимает «не от мира сего», как «не в этой жизни», «в вечности». «в загробной жизни», то это приведет его к отрицанию земной реальной жизни, нереализованности смысла своей жизни, призвания в ней, к многим потерям в ней. Тем самым человек сам обесценит свою реальную земную, Богом данную, жизнь, прикрыв все это ошибочным пониманием евангельского выражения.
Что же такое - «не от мира сего» - в правильном понимании?
Правильное, в данном случае, означает и полезное, и благотворное понимание. То есть понимание, творящее благо для понимающего человека.
Профессор Алексей Ильич Осипов дает такое объяснение, ссылаясь на преподобного Исаака Сирина:
«Есть разница между тем, что пишут святые отцы о необходимом отречении о мира.
Под «миром», что разумеется?
...Определение преподобного Исаака Сирина: «когда мы хотим определить слово «мир», то под ним мы подразумеваем «совокупность страстей».
Вот о каком «отречении от мира» говорит святоотеческая мысль: отречение от страстей. И человек, который хочет достичь успеха в духовной жизни, он, естественно отходит и от каких-то элементов деятельности и мирской жизни, которая вовлекает его во всю совокупность мира страстей. Избегает, чтобы очиститься. И это не эгоизм, а необходимость для чистоты и правильности духовной жизни» (Осипов А.И. «О Владимире Соловьеве» МДА, курс апологетики 31.10.2005).
Профессор Осипов указывает на ошибки крайнего ригоризма, когда человек удаляется от мира по неприязни (реальности, жизни, людей), ненависти, эгоизму (себя спасти, а на остальных наплевать).
Правильная причина удаления от мира (страстей) основана на чуткости к своей душе и переживании ее острого духовного, страстного заболевания. Понимая это, люди бежали к Врачу, Богу, за исцелением. И потому удалялись от мира. Удалялись для лечения.
Проходя курс лечения у Бога, они не питали ненависти к другим. Не ставили себя выше других, а ниже. Старались помочь другому, но не сами собой, а по-Божьему. То есть когда не сам человек, а Бог открывал такие возможности человеку. Святого Серафима Саровского направил в пустынь и только после 47 лет привел к людям. И таких примеров немало.
Когда такое состояние души есть в человеке, его душа исцеляется от мира страстей, оздоравливается.
Профессор Осипов А.И. подчеркивает, что в христианской истории таких людей было немного.
Есть и другой важный момент, о котором говорит Осипов: об отличии западного и восточного христианства в вопросах «отношения к миру».
Отношение к миру в западном и восточном христианстве.
Западное христианство - говорит профессор Осипов - правильно назвать словом «социальное христианство».
Духовная жизнь западного христианина – проявление любви к ближним и проявление этого в социальной деятельности. Они строят социальные институты помощи слабым слоям общества (больным, невеждам, уродам, неимущим) и совершенствуют правильные социальные отношения.
Недостатки западного христианства, за которые его критикует восточное: большее потакание страстям. С некоторыми страстями не борются сами люди, а социально узаконили их.
Протестанты говорят, что уже спасены Христом (Его Страданиями на Кресте и Воскресением) и потому всю активность направляют на социально – экономическую и социально благотворительную деятельность. У них хорошо развиты и развиваются такие отношения и институты. Они находят основания в их таком вот социальном понимании духовности, религии и веры. В США, к примеру, 90 процентов людей являются верующими. Их вера – вера, проявляемая в социальных делах.
Католики мыслят в том же русле, но у них несколько посложней механизм. Есть еще две вещи необходимые:
- Удовлетворение правосудию Божьему
- Сверхдолжными заслугами святых, которые восполняют наши недостатки
(Святые, своим отречением от мирской жизни, создают блага мирянам. Наподобие, как на войне, погибшие на ней, погибли ради мирной жизни других людей, потомков).
Восточное христианство (православие) пошло другим путем: чистоты, работы над собой, самоуединения.
Этот путь более трудный (по существу это калька пути святых), он требует много времени, много усилий, большего отречения от социально - экономической жизни, менее сытой и благополучной жизни.
Вот почему православие, как христианская конфессия, менее популярна в мире, чем западное христианство (процентный состав представлен в другой, недавней, статье канала: "Религиозная картина мира").
В восточном христианстве возможны те самые крены в крайний ригоризм (убегание от мира, от деятельности, от социальной активности, ненависть к миру, отчуждение от него, неприятие людей), о котором говорит профессор Осипов. И что можно наблюдать нередко в реальности.
Если в духовной жизни взять крен в эту сторону - подвижничества - , то страна превратиться в кельи нищих подвижников. Если не развивать социально-экономическую и социально - духовную жизнь, то она придет в упадок. И тогда возникнет такая реальность, от которой останется только сбежать, потому что жить в ней станет невыносимо.
Потому стоит держаться правильного срединного пути: живя, развиваясь в мире и развивая мир делами и инициативами, не увлекаться в мир страстей и пороков. И все будет по Богу, и как надо.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.