Именно так и никак иначе. Основная проблема России в Беларуси именно в этом. Россия по сути дела отказалась от позиционирования себя как самостоятельной силы в РБ. Силы, которая не привязана к одному конкретному политику. Знаете, вот как раз Россия гораздо больше чем самый замечательный отдельный политик. И если бы даже А.Г Лукашенко был сверхпопулярным гением-русофилом, и даже тогда Россия по идее должна была бы себя позиционировать отдельно.
Потому что большое серьёзное государство. Нельзя позволять себя никому «приватизировать». Но наши политики и дипломаты пошли по пути «наименьшего сопротивления». По пути «минимизации конфликтов». И они все ставки сделали на Лукашенко. Удобно же! Он — президент, и он «за Россию»! Во как! И будем мы с ним дружить.
Позже выяснились многие неприятные вещи. Ну, во-первых, оказалось, что Лукашенко — совсем не гений, далеко не гений, а как раз наоборот. Что однозначно сказалось как в белорусской внутренней политике, так и во внешней. И очень серьёзно сказалось на российско-белорусских отношениях.
Проблемы со «шкловским гением» начались практически сразу и начались ещё у Бориса Николаевича Ельцина (кто-то помнит ещё такого политика?). То есть что-то «хорошее» в отношении России от Лукашенко так вот сразу вспомнить не получиться, а вот негатива — через край. Причём сразу. И практически сразу (в начале) — дипломатический скандал с европейскими дипломатами в РБ (выселял он их из резиденций).
Вот как можно было ставить на такого «профессионала» — абсолютно непонятно. Что в нём «такого» увидели? Автору до сих пор абсолютно непонятно во что Москва вбухивала десятки миллиардов? Вот в этого политика? Зачем?
Он не был «сначала хорошим». И самое главное Лукашенко никогда не был «пророссийским». Это иллюзия. Абсолютно ничем не подтверждённая.
«Путь наименьшего сопротивления» — не всегда самый лучший путь. Россия совершила в РБ страшную ошибку — она по какой-то странной причине позволила себя ассоциировать только и исключительно с фигурой Лукашенко. И даже сегодня, когда «популярность» АГЛ пробила последнее дно и строго засекречена — Россия официально готова разговаривать только и исключительно с Лукашенко.
То есть если ты против Лукашенко — а таких сегодня в Беларуси большинство, то России ты не интересен. А вот как раз Америка — готова, и именно на Америку сегодня смотрит с надеждой большинство белорусов. В Кремле же смотрят только и исключительно на Лукашенко. С надеждой смотрят. Последней. То есть Америка говорит с белорусами, а Россия — с президентом Лукашенко.
По итогам четвертьвековых «танцев вприсядку» вокруг председателя России сегодня вообще нечего предложить миллионам белорусов. В политическом плане. Огорчу, наверное, многих: Лукашенко уже никогда не будет в Беларуси популярным. И никто за ним там уже не пойдёт. И никакие «политические комбинации» с ним перспектив не имеют изначально.
Забудьте про «перспективы Лукашенко». Всё, он «отыгранная карта».
В результате четвертьвековых «ставок на Лукашенко» Россия абсолютно ничего не добилась в политике, но резко испортила свой имидж в глазах рядовых белорусов. То есть мы многое потеряли, но ничего не приобрели.
По итогам, Лукашенко имеет в РБ статус «пророссийского политика», а весь негатив с ним связанный автоматически переносится на Россию. И Россия ничего не сделала, чтобы это как-то поменять. Москва может бесконечно конфликтовать с Лукашенко, но идея контактов с оппозицией даже всерьёз не рассматривается. Беларусь — вотчина Лукашенко, то есть для Москвы весь белорусский народ воплощён в А.Г. Лукашенко. Беда в том, что сегодня белорусский народ воплощаться в него не хочет.
Тут ещё сказались российские традиции чинопочитания. Там — непонятно кто, какие-то «оппы», а тут — цельный Президент всея Беларуси.
Нежелание России даже в августе 2020-го дистанцироваться от фигуры Лукашенко (о чём настойчиво говорят многие белорусы) в дальнейшем может иметь для двусторонних отношений крайне печальные последствия. Политики, как известно, уходят, а народ остаётся. И завтра нам придётся разговаривать далеко не с обожаемым всеми россиянами Александром Григорьевичем, а совсем с другими белорусскими политиками и боюсь разговор этот будет для нас крайне неприятен.
Лукашенко для России не сделал ничего, но именно России придётся отвечать за все его косяки.