Вот было у нас великое кино, а потом бац - и кончилось. Нет, неплохие фильмы снимают до сих пор. И даже хорошие. А вот великих... что-то не вижу.
И когда же оно кончилось? С распадом СССР? Да нет. Некоторые режиссёры ещё какое-то время снимали на прежнем уровне, по инерции. Среди них - Геннадий Полока.
Сегодня я расскажу об одном важном для меня фильме. И ещё об одном, потому что говорить о них можно только в связке.
Начну со второго, своего любимого. Кстати, приуроченного к 100-летию кинематографа.
"Возвращение броненосца" (1996)
1925 год. Гражданская война давно закончилась, гайки ещё не начали закручивать. Рабочий класс, осознав себя победителем, развлекается в меру собственной фантазии. А много ль надо трудовому народу? Выпить, в кино сходить, смешную песенку послушать... А для новорожденной советской аристократии — НЭПманов — есть даже казино и дорогие рестораны.
В эпицентр этого "праздника черни" - Одессу - прибывает комиссар Иоганн Герц, русский немец, чистоплотный и педантичный. Идейный коммунист, алкоголя "категорически" не употребляет, женщин чурается...
Герц — идеалист, но его правильный внутренний мир быстро разбивается о грубую реальность. Назначенный руководителем актёрской биржи герой отчаянно пытается хоть как-то улучшить жизнь безработных артистов. Борется со взяточниками. Женится на гулящей девке, чтобы вытащить её из грязи. Выходит победителем из схватки с одесскими бандитами.
Но действительность всё-таки одолевает. Герц находит для себя другую реальность — фильм «Броненосец „Потёмкин“ Сергея Эйзенштейна — и остаётся в этом дивном новом мире до конца своих дней...
В „Возвращении броненосца“ есть всё, за что мы любим отличные отечественные фильмы. Прежде всего, прекрасные актёрские работы: Игорь Кваша, Алексей Булдаков, Армен Джигарханян. Вот Михаил Уржумцев в главной роли изрядно переигрывает — видимо, чтобы подчеркнуть, насколько его герой далёк от мира заурядных людей.
Много хороших музыкальных номеров. Крылатые фразы? Девать некуда. Жаль только, что крылатые лишь потенциально, ведь подлинно народным фильм так и не стал, в отличие от снятых за год до того похабных "Особенностей национальной охоты" и "Ширлей-мырлей". Тем обиднее, что по количеству запоминающихся реплик „Броненосец“ может соперничать с комедиями самого Гайдая.
"Ничего чудак, только не знает говорить по-русску".
"И помни: рука ходит свободнЕе..."
"А я знаю, какой у этой дамы есть недостаток. Каменная она!!!"
"Отличный буффонадный номер!"
Фильм не портят даже откровенные сцены. Как справедливо заметил один из героев фильма: «Красивое женское тело, шоп ты знал — большая радость для трудящихся!»
Четыре полновесных часа полной версии фильма пролетают незаметно, но лишь в самом конце зритель понимает, что посмотрел не музыкальную комедию, а вполне серьёзную и весьма печальную историю...
* * *
Уже потом я узнал, что у фильма есть своеобразное продолжение, которое было снято раньше, хотя действие происходит позже. И между прочим, оба фильма сняты по книгам. Как ни странно - разных авторов.
Посмотрел и его. Впечатления не такие радужные.
"А был ли Каротин?" (1989)
Чекист Каротин (Борис Соколов), эпизодически появившийся в самом конце "Возвращения броненосца", здесь играет самую что ни на есть главную роль. Мелькает и чудаковатый режиссёр Микитов-Разумник в исполнения Игоря Кваши. А Иван Бортник и Михаил Уржумцев продублировали свои образы: первый сыграл недалёкого советского начальника, а второй - строгого русскоязычного немца (жаль, не самого Герца).
По жанру это детектив, по исполнению - трагифарс. 30-е годы. Каротин прибывает в маленький черноморский город Нижнелиманск, чтобы вывести на чистую воду диверсионную сеть. Городишко весьма напоминает ильфо-петровский Черноморск или миниатюрную версию Одессы, а сам фильм имеет сходство со снятым незадолго до того русско-польским "Дежа вю", ну и с "Возвращением броненосца", понятное дело.
Поголовно чокнутые персонажи, абсурдные ситуации, одесский колорит... Кстати, в фильме "Дежа вю" было подпольное казино, а тут - тайное общество бывших аристократов, вынужденных работать поломойками и чистильщиками обуви.
Что сказать по поводу фильма: Полока как Полока. Много музыки, песен, шествий с барабанами и флагами, диковинных афиш, странноватых декораций. Персонажи изрядно переигрывают. Кажется, что единственный вменяемый герой - сам Каротин.
А вот детективная линия подкачала, её просто не разглядеть за всей этой комедией. По ходу расследования Каротин сталкивается с огромным количеством людей, многие из них оказываются звеньями в довольно сложной цепочке - с первого раза и не разберёшься, что к чему и кто есть кто.
Словом, до уровня "Броненосца" не дотягивает катастрофически. Вроде, то же самое, да не то.
Всем спасибо!
Другие заметки о российском кино:
Странные перестроечные притчи.
Безумные экранизации Сологуба, Кафки и Помяловского.
Хорошая отечественная фантастика 00-х.
#российское кино #российские фильмы #лучшие фильмы #что посмотреть #интересное кино