Клады старинных монет существуют – но часто мы про них не знаем
Среди предложений старинных монет на массмаркете значительное место занимают фальшивки и китайские реплики. Продавцы почти всегда уверяют, что монеты «найденные». Хорошая новость состоит в том, что и настоящие клады действительно существуют. Доказательство тому – топ-10 крупных кладов России, которые опубликовал «Золотой Червонец» в №53. Подчеркиваем: это – информация из открытых источников! Какой процент находок навсегда остается в секрете, мы не знаем. Хотя и догадываемся.
Искатель – это судьба
Фильм «Бриллиантовая рука» обещает стать вечным. Многие помнят завязку сюжета: в самом начале герои при большом скоплении народа откапывали клад – банку из-под монпансье, полную «золота-бриллиантов», чтобы впоследствии на полученный от государства процент приобрести автомобиль «Москвич» последней модели.
Такая схема «локализации» контрабанды годится только для комедии. Сегодня, конечно, никто всерьез не рассчитывает на «государственные» 25 процентов. Но «развод» легковерных покупателей под предлогом находки клада со старинными монетами по-прежнему работает. Разнообразные новоделы и китайские реплики, которые продавцы выдают за «найденышей», стали настоящим бичом рынка.
Как правило, подделки разной степени похожести «находят» в таинственном раскопе (в строительном котловане, в стене старинной усадьбы, на дне реки – возможны варианты). На специальных ресурсах можно уточнить способы распознания подделок (от простейшей пробы магнитом до спектрографии), сегодня мы говорить про это не будем.
Но это не значит, что верить нельзя никому. Легенды могут и не лгать, и буквально под нашими ногами могут до сих пор скрываться сокровища предков – и их статус, если уж совсем честно, в нашей стране остается неясным. Так, вряд ли живущие в наши дни потомки семьи Нарышкиных-Трубецких получили бы обратно ценную фамильную посуду, найденную в 2012 году при ремонте их бывшего особняка на ул. Чайковского в Петербурге – законодательство охраняет чужую собственность, как свою. Зато кучей столового серебра и даже золота чуть не завладела бригада строителей-мигрантов, и только несогласованность их действий не позволила находкам уйти на черный рынок.
Часто (по некоторым оценкам, примерно в половине случаев) более профессиональные «бригады» поисковиков все же успешно договариваются, и в даркнете появляются новые лоты. В остальных случаях клады все же «выплывают» на поверхность, на радость публике. Эти истории мы сейчас и расскажем. И сосредоточимся только на монетах.
Тайна Гостиного Двора
Речь идет о московском Гостином (купеческом) дворе, где весной 1996 года был найден один из самых крупных монетных кладов новейшего времени. Ни много, ни мало, а 95 429 серебряных монет старой российской чеканки, а также и иностранных было найдено в нескольких огромных кувшинах (в древние времена в такие сосуды чаще всего запечатывали не Хоттабычей, а как раз деньги).
Интересно, что вся нумизматическая коллекция Государственного исторического тогда насчитывала около 70 000 русских монет. Период их чеканки – от правления Ивана Грозного до Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых. Более редкие и от того более интересные экземпляры были выпущены при Федоре Иоанновиче и при умном, но бедном царе – Борисе Годунове.
Среди тогдашних примитивных русских монет – разнокалиберных «чешуек» – нашлось и 335 полновесных талеров из хорошего серебра из Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Швейцарии, а также будущей Германии и Чехии (вспомним чуть более поздние «иоахимсталеры» из Рудных гор, или – по-русски – «ефимки»).
Древнейшими оказалась талеры 60-х гг. XVI века, а «младшими монетами», которые дали возможность датировки клада, были польские талеры времен короля Владислава Сигизмундовича (с клеймом «1642»). Считается, что деньги были упрятаны купцом (или купцами) во времена многочисленных московских бунтов того времени. Многие экземпляры из этого клада сегодня можно увидеть в Музее археологии Москвы на Манежной площади.
Что зарыто в Зарядье
Также в Москве, на месте снесенной гостиницы «Россия», как раз при строительстве на ее месте парка «Зарядье» (уже в новейшие времена) был обнаружен клад из древних монет самого разного номинала – на этот раз в основном российской чеканки.
Клад – а точнее, даже несколько – нашли археологи при обязательных изыскательских работах перед разбивкой парка, и это было серьезным событием не только в масштабе столицы. На этот раз около 20 килограммов серебра и меди были спрятаны в черный хорошо обожженый глиняный кувшин, во флягу и в большую кубышку (это тоже разновидность кувшина).
Самые древние монеты из клада в Зарядье также относились к эпохе Ивана Грозного, значительная доля – к правлению Федора Иоанновича (1584-1598 гг.), а так называемые «младшие монеты» относились уже к правлению Михаила Федоровича, первого из Романовых (это были копейки, выпущенные в 1614-1615 годах). Так удалось датировать клад – но даже узнать хоть что-то о тех, кто его зарыл, не представляется возможным.
Читатель (если он не историк) будет, наверно, слегка разочарован: монеты были некрупного достоинства, и общая стоимость клада из Зарядья по номиналу не превышала 380 тогдашних рублей. Разные эксперты предполагали разное: возможно, в Зарядье были зарыты накопления богатого стрелецкого полковника (лет за 10 беспорочной службы), а возможно, это было хранилище разменной монеты тогдашних банкиров – ростовщиков. Однако на эти 350 рублей во времена Михаила Романова можно было прикупить пару деревень с крестьянами – напомним, это был период расцвета крепостного права.
Продолжение следует...