Здравствуйте!
"На носу" - День учителя. У нас это, можно сказать, семейный праздник, потому что моя мама, я сама, муж, сестра, старший сын, несколько тёток и двоюродных сестёр много лет работали (кто-то и сейчас работает) в школе и колледжах.
Из всей нашей семейной учительской братии приличные зарплаты (100 тысяч, плюс-минус) только у тех, кто живёт в Москве. Наверное, только там нужны люди образованные...
Сын в Барнауле совмещает работу в колледже (история, обществознание, философия) с учёбой в магистратуре. Когда получил зарплату за сентябрь, опустились руки и появилось желание всё бросить: 20 000. Это с "премией" в честь Дня учителя. Почему в кавычках? Да потому, что 1000 рублей премией называть даже как-то неловко. Зарплата даже меньше, чем в прошлом году. Хотя нагрузка больше и больше "стимулирующих" баллов. Просто сняли доплату, которую в первые годы давали молодым специалистам...
У сестры - 30 часов уроков (в неделю) и 6 часов кружков, классное руководство. То есть, каждый день - по 6 уроков, к которым нужно подготовиться. И трижды в неделю - по 2 часа внеурочные занятия. Плюс руководство школьным и районным методобъединением. Зарплата - около 30 000. Вечером домой не приходит - приползает...
Когда начинаются разговоры о том, что нужно "поднять статус учителя в обществе", - просто плеваться хочется. Есть только один способ поднять статус - платить достойную зарплату. Всё остальное - разговоры в пользу бедных. Причём в буквальном смысле. Но разговорами сыт не будешь...
Превратить население в безмозглое стадо очень просто: надо перестать его образовывать. Что и происходит уже в течение 25 лет.
В начале девяностых перестали выплачивать зарплаты. Не знаю, где и как было, но в нашем районе в Алтайском крае задержки зарплаты доходили до 9 месяцев. Несколько лет работали "на автопилоте" - как положено, не за страх, а за совесть. Смеялись над собою: "Наверное, будем ходить на работу даже тогда, когда с нас будут брать деньги за вход в школу"...
Но на голом энтузиазме долго продержаться невозможно. И года примерно с 1995 все стали работать по принципу: как платят - так и работаем. Нет, разумеется, в открытую никто так не говорил... Но фактически стало именно так.
Сейчас зарплату платят регулярно. Но это не зарплата, а жалкая подачка. Чтобы получить заветные 30 000, в школе нужно жить, брать огромную нагрузку. Или - искать подработку на стороне. В любом случае, учитель оказывается выжатым, как лимон. Он и рад бы выкладываться на уроках, искать индивидуальный подход к каждому ребёнку... Но силы его не безграничны. И - как платят, так и работают...
И оттого в школе так много случайных людей, оттого и текучка...
В нашей стране жизнь понемногу улучшается, это очевидно. Но что касается общего образования, то тут ведётся какая-то вредительская политика. Вроде постоянно ведут разговоры о том, чтобы "поднять учителя на должный уровень". Но высасывают постоянно из пальца какую-то ерунду. Хотя решение проблемы лежит на поверхности: оплачивайте труд достойно - и достойные люди пойдут в школы. А пока - не стреляйте в пианиста (в учителя), он играет (учит), как умеет! Во многих школах администрации держат любых учителей - лишь бы хоть как-то уроки велись! Хотя понимают, что это - горе-учителя...
Никакие программы, никакие хитромудрые ФГОСы не дадут результата, пока учитель будет брать двойную нагрузку или искать подработку (а при таких зарплатах он просто ВЫНУЖДЕН её искать!). Пока не будет иметь возможности куда-то поехать, посмотреть страну, сходить в театры и музеи. Что может дать учитель, который дальше райцентра (в лучшем случае - краевой столицы) никуда не ездил, ничего не видел? Когда его кругозор стремится к нулю?
Мои бывшие коллеги, в абсолютном большинстве, никогда в отпуск не ездят. Проводят его на собственных огородах. Те, кто постарше, нянчат внуков, приехавших из города. Не любят путешествовать? Да нет, любят... Наверное... Но полученных ими отпускных хватит только на один летний билет до Москвы "туда-сюда". А до моря - даже и на билет может не хватить...
Я ушла из школы через несколько месяцев после того как заработала "пенсию по выслуге", 4 года назад. Хотя работа моя мне очень нравилась. Но устала умирать за 21 000.
Сейчас мы с мужем имеем возможность путешествовать пару раз в год - только потому, что уже НЕ работаем в школе. В Москве бываем часто - ведь почти все маршруты пролегают через столицу. Разумеется, заходим и в магазины. В магазинах федеральных сетей - цены, в точности, как и у нас в Алтайском крае, как в Новосибирске и области (на некоторые товары даже и пониже). Но вот зарплаты...
Кому бы задать вопрос, в какие двери постучаться, чтобы получить ответ: почему в регионах учителя получают зарплаты в 5-6 раз меньше, чем в столице, за одну и ту же работу? Причём, иногда и в более тяжёлых условиях? Или в провинции - люди второго сорта?
Буду рада комментариям. Только пишите корректно, по-доброму, даже если не согласны с моей точкой зрения или точкой зрения кого-то из комментаторов. Ведь всегда можно найти такие слова, чтобы выразить своё мнение, чтобы никого не обидеть, не оскорбить.
Здоровья всем!
А учителей - с наступающим праздником!