Найти тему
Маргарита

«Дюна»: много песка и ничего

И я поддалась магии блокбастера: сходила на него, потому что все сходили и начали о нем очень много и с умным видом говорить, а я была не в теме, и мне было обидно.

На самом деле, сам поход в кинотеатр был веселым: перед началом сеанса я вовсю прикалывалась около афиши и в окрестностях, а после мы с Катей выбирались из пустого ТЦ – вполне себе приключение! Но вот сам фильм…

Книгу я не читала, никаких экранизаций до этого не смотрела, в общем, не зритель – чистый лист! И впору было бы написать на мне что-нибудь хорошее, но нет, увы, не случилось, не сбылось.

Постер фильма "Дюна". Фото: playground.ru
Постер фильма "Дюна". Фото: playground.ru

Признаться, я и не ждала от фильма откровений. Хотя для меня он был загадкой. И казалось, что меня может ожидать какое-то чудо, пусть и совсем маленькое. Возможно, какой-нибудь интересный сюжет. Но нет. Дальний-дальний космос, нескорое-нескорое будущее, неизвестная планета, затерянная на краю цивилизации, много песка. А, ребята, я уже видела такое! Это Татуин! Да вы все списали у «Звездных войн»! Ахахаха, я все это уже видела в «Мандалорце»! (И только потом я узнала, что «Дюна» была хронологически раньше, «Звездные войны» у нее учились, как быть великой историей, – что не мешает мне чувствовать вторичность первоисточника. Хитрости психологии восприятия, ведь про Татуин я узнала раньше, значит, он для меня первичен!)

Татуин в сериале "Мандалорец" (снятом по мотивам вселенной "Звездных войн" совсем недавно). Фото: kinorium.com
Татуин в сериале "Мандалорец" (снятом по мотивам вселенной "Звездных войн" совсем недавно). Фото: kinorium.com

Ну ок, космос, планеты всякие – это все мы видели. Но ведь и эту тему можно разворачивать по-разному: от реализма до полной фантасмагории. Можно создать такой мир, что закачаешься, что-нибудь совершенно волшебное. А, нет, смотри-ка. Аристократия. Борьба за власть. Борьба за ресурсы. Подставы. Интриги. Тайный ведьминский орден. И, мать его, коварный Ампиратор! Рукалицо, я видела этот мем десять тысяч раз!!!

Возможно, меня подманят экшеном? Или драмой? Будут так бороться, так страдать, что я обольюсь слезами, затем пОтом, после чего начну икать от нервного зрительского напряжения. Ну же, я готова! ...Допустим, первый час – завязка. Второй час – развитие. Но… два с половиной часа ни о чем. А СКОЛЬКО ВООБЩЕ ИДЕТ ФИЛЬМ? У МЕНЯ ТУТ НОГИ ЗАТЕКЛИ УЖЕ СИДЕТЬ! И ПОЯСНИЦА БОЛИТ! Ну и тягомотина!

Да, мне сразу сказали, что это лишь первый фильм из истории, а так их будет два или три, как повезет. Однако же в процессе просмотра я никак не могла избавиться от надежды, что сказание подведет нас хоть к какой-то зацепочке, глядя на которую, можно будет с нетерпением ждать, что же будет дальше. Увы – пролет. Как мне было скучно три часа, так мне и осталось практически все равно, что там дальше будет…

Все говорили, что кино красивое. Ох, да. Выверенное, словно по линейке, по золотому сечению, по всем законам живописи. Лаконичное до боли в глазах – нигде ни муха не пролетит, ни травинка не шелохнется (потому что их там нет, в этом фильме, ни мух, ни травинок, даже Норвегия стерильна, как павильон!) Как будто режиссер сказал: «Так, берем все красивое (но не рыбов!), а все уродское, кроме Барона, выкидываем из кадра, мне нужна идеальная красота! И даже Барон будет идеально красиво, с пузыриками одинаковой формы, вылезать из говна!» – и баста! В итоге в этом фильме вообще ничего живого нет: люди-манекены, одежда без складок (но навязчиво вьющаяся на ветру там, где эти ошметки вообще не нужны с практической точки зрения); рисованные на компьютере города и пресвятая геометрия кадра, от великолепия которой на третьем часу восхищения начинают болеть глаза. Как будто Вильнев и его оператор говорят всей кинематографической общественности: «Смарите, во как магу! Во чо вытворяю! Видели такую композицию кадра? Выкусите, неудачники! А вот вам свет внезапный! Хоба!» В итоге получилась красивая, под хохлому, коробочка, абсолютно, звеняще пустая внутри.

Что характерно, из всего видеоряда я сильнее всего запомнила космический корабль – круглый такой, полувисящий над поверхностью планеты – практически один в один с тем, что был в фильме «Прибытие» (вот это клёвое было кино! Вот там БЫЛА философия, а в «Дюне» ее нет, так, популизм… Но об этом попозже).

***

«Но у нас же тут каст! Актеры-то какие, актерищи! Лица! Глыбы! Тонкость чуйств передают!» - как бы говорят создатели «Дюны».

Я вас умоляю. Оскар Айзек, которому каким-то чудом удалось выбиться в большое кино, с трудом может быть назван актером первого эшелона. С хорошим режиссером в правильной роли он еще может что-то (например, в фильме «Из машины» дал огня, не спорю). Но тут весь фильм играет его бородищща, которой, судя по всему, позавидовал сам Ампиратор – а потому решил всю семью его героя истребить, в связи с чем ему пришлось пойти на военную хитрость и самоубицца, заглотив ядовитый зуб с героическим воскликом «хайль Гидра!» - ой, нет, сори, восклик из другой вселенной. В общем, изрек что-то в стиле «врагу не сдается наш гордый «Варяг» - с тем и умер, бедолага. Пропала борода.

Джош Бролин, с которым я не знаю ни одного фильма, который бы не вызывал человеческое отвращение (да, я говорю о «Старикам тут не место», об «Убийце» и даже о том фильме про пожарных, семеро смелых, то есть «Дело храбрых»). Нудное и высокопарное ни о чем. Кроме «Людей в черном – 3», но там все вытянул Уилл Смит, а не Бролин. Он, кстати, актерский сынок, если кто теперь помнит, блатной, короче.

Джош Бролин и Оскар Айзек в фильме "Дюна". Фото: vokrug.tv
Джош Бролин и Оскар Айзек в фильме "Дюна". Фото: vokrug.tv

Ребекка Фергюсон, которую в свое время тоже каким-то чудом занесло в фильмы про Итана Ханта, не успев побыть старлеткой, сразу стала играть мамаш. Единственное, что я испытываю, – это почтение к ее стремительно наступающей старости, раз уж на то пошло.

Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна". Фото: vse.ykt.ru
Ребекка Фергюсон в фильме "Дюна". Фото: vse.ykt.ru

Аквамен. Джейсон Момоа. Как сказала Катя, «что-то его разнесло». Я с ней согласна. И я думаю, этот герой оживет в следующих фильмах, как и вернется герой Бролина, увы. Но это чисто мое сценарное предположение: ведь не будут же таких крутых чуваков брать на роль, чтобы убить их в первой же части (хотя, привет, Шон Бин, прости нас, мы про твою участь во «Властелине колец» и в «Игре Престолов» подзабыли).

А Хавьера Бардема я вообще не узнала! На него надели какой-то капюшон, бородищу, еще глаза эта голубые – и все, не стало великого испанца! Получился какой-то афганец, моджахед.

Очень трудно узнать в обмотках Хавьера Бардема. Фото: vk.com
Очень трудно узнать в обмотках Хавьера Бардема. Фото: vk.com

Мое зрительское внимание было сожрано тем, что я пыталась узнать актера – и это в самые драматические моменты фильма! Кстати, сравнение Дюны с Афганистаном, особенно на фоне последних событий в нашем мире – это просто что-то с чем-то! Совпадение? Не думаю.

Все остальные – статические статисты, ничем не примечательные, армия безликих манекенов…

И на сладенькое, типа главные (в будущем) герои всего этого - Тимоти Шаламе (играет Пола Атрейдеса) и Зендая (играет аборигенку Шани).

Первый больше похож на девочку, чем на избранного. Даже Киану Ривз в «Матрице» брутальнее, чем Тимоти Шаламе. Господи, верните кто-нибудь моду на Бреда Питта в кино. Сильвестра Сталлоне внесите и поставьте, пусть моргает глазом. Я даже согласна, что Валуев актер, но только не эти сладенькие няшки, нет, нет!

Тимоти Шаламе в роли няшки, которой предстоит стать великой (когда-то). Фото: media-amazon.com
Тимоти Шаламе в роли няшки, которой предстоит стать великой (когда-то). Фото: media-amazon.com

Дамочка же Зендая похожа на поп-певицу, решившую, что она актриса и будет сниматься в кино. Правда, в этом кино ей ничего играть не пришлось, потому что по большей части она является к нам в мутных глюках главного героя. И тут мне стоит написать, что глюки эти, повторяющиеся за фильм раз 10, достали меня крепко-накрепко, аж до самых печенок. Достаточно было показать их один раз, но нет, у нас же тут развитие сюжета, разве ты не видишь?! Вот тебе еще звездной пыли в глаза!

Зендая в "Дюне" пока играет то ли девушку, а то ли виденье. Фото: burninghut.ru
Зендая в "Дюне" пока играет то ли девушку, а то ли виденье. Фото: burninghut.ru

И вот теперь, когда мы до этих двоих добрались, я хочу поговорить с вами «за философию». Потому что все писали, что у этого фильма такая подоплека, такой философский смысл, прям умереть можно. Э. Ну, либо я вконец тупая, либо вариант второй: ничерта там нет.

Ну правда. Что видит зритель, не фанатевший по книге и не ждавший экранизации? Он видит женоподобного вьюношу с мутными глазами, который якобы красив, а по сюжету еще и страшно знатен. Вьюноша находится весь в нравственных метаниях и терзаниях по поводу того, что ему по праву рождения положено полцарство, конь и планета в придачу, а он не хочет, не может, не буду, я еще маленький, и вообще, папа, мама, зачем мне это все. Вьюношу всеми силами пытаются привести в чувство, говоря о том, что у него, вообще-то, есть долг перед семьей и обществом, и что он не семилетняя девочка, чтобы сидеть и страдать. А мама его внезапно говорит, что он вообще-то избранный, и он может даже гораздо больше, чем какие-то там аристократы, что он чуть ли не полубог, и он самый прекрасный и должен править миром. Что он силен. Что не мешает той же маме через некоторое экранное время драться со всякими подонками, которые пытаются обидеть ее слабосильного сыночку, который ничего и не может, только слюнки пускать из красивого лица и грезить о какой-то там девочке с голубыми глазами (на то, чтобы грезить о девочке, у женоподобного вьюноши сил хватает).

Короче, типичный ничтожный подросток, который висит кульком на своих несчастных родителях. У которых забот полон рот и так. И они пытаются его в люди вывести.

Знаете, меня бесят истории об избранных. Показывают нам какое-то ничтожество, а потом – бах! – и вот он уже поверил в себя и начал творить и вытворять. Вообще-то в реальной жизни ничтожество, как правило, таковым и остается. Если, конечно, сам не возьмет себя в руки и не начнет что-то делать реально, а не по мановению волшебной палочки.

А еще меня бесит, что в мире, в котором люди способны совершать межгалактические перелеты, эти же люди дерутся, блин, врукопашную или на мечах. На мечах, Карл!!! В «Звездных войнах» мечи хоть световые были, хватило ума усовершенствовать технологию. Но в «Дюне» нет. Спасибо, что не дубинками и рогатинами, но, возможно, и до этого дойдет? Много вопросов у меня и к махолетам с их аэродинамикой, но про это надо писать отельную статейку… И еще меня обескуражило, что они так много говорят, что на солнце на этой планете можно свариться, а потом гуляют под ним, как ни в чем ни бывало…

И еще меня достала музыка в фильме. Три часа мне в мозг заколачивали гвозди. Представляете, какая акустика в кинотеатре? Ого! А в «Дюне» скрежет, вой, тюкание об песок – и все это возведено в абсолют при помощи саундтрека. То есть музыка вторит всем этим разрушительным шумам. И где-то на краю моего агонизирующего сознания на третий час просмотра возникло: «А ведь музыку писал мою любимый Ханс Циммер». Тот самый человек, который подарил мне лирику и величие «Гладиатора», браваду «Пиратов Карибского моря», а также великолепие вселенной в «Интерстелларе» (это просто шедевр! Я имею в виду и фильм, и музыку). В «Дюне» Циммер попытался просто убить меня звуками прямо в мозг. Это было мучительно. Правда.

И что мы имеем в итоге? К просмотру дальнейших приключений недоразвитого и его мамаши нас должны подвигнуть песчаные черви. Вау, как это интересно! На самом деле нет. Недавно в «Мандалорце» такого же убили, мне вполне хватило этого сюжета.

Дракон из второго сезона "Мандалорца" тоже лихо нырял в песок. Фото: twimg.com
Дракон из второго сезона "Мандалорца" тоже лихо нырял в песок. Фото: twimg.com
Червь из "Дюны". У меня масса нездоровых ассоциаций... со шлангом от пылесоса. Фото: coub.com
Червь из "Дюны". У меня масса нездоровых ассоциаций... со шлангом от пылесоса. Фото: coub.com

Есть что-нибудь поинтереснее глистов, нет?

***

Что у «Дюны» в плюсе? Визуальная красота. Пара экшен-моментов, которые создали реальное напряжение. Призрачная надежда, что дальше будет лучше.

Ну а так, при всем моем уважении к Вильнёву (это мой любимый режиссер, поймите!), фильм – таксибэ. Слабо. Уныло. Претенциозно. Даже грустный Гослинг в «Бегущем по лезвию» был лучше. Даже он навевал меньшую тоску, чем «Дюна».

А прикиньте, он так и не снимет продолжение, аааааахахахахахахахахахахахахахахахаха.