Что-то приходит в нашу жизнь, что-то из неё уходит. Так настал момент грустного расставания с нашей старой дачей. Пришлось разбирать старые вещи, выбрасывать ненужный «хлам». Новым владельцам не нужна чужая жизнь.
Старая мебель для многих тоже хлам. Антиквариат, конечно, это совсем другое дело, он всегда в цене. Я же как раз к нему почти равнодушна, более того, мне он кажется мрачным, а порой даже вызывает какую-то брезгливость. Вот и здесь, на старой даче, стоит старый комод из красного дерева с балясинами конца 19-начала 20 века. Оставлять его здесь мне совсем не жалко, потому что лично мне он портит настроение: мрачный. Я выросла в мире советской мебели. Круглый стол, диван-книжка, раскладные кресла, деревянный книжный шкаф, серванты, полированные шкафы и бельевые тумбы. Для меня это весёлая мебель, которая дарит хорошие воспоминания. Но никто не поддержал мою идею забрать хотя бы часть этого позитива на новую дачу.
- Ира, ну зачем тебе это барахло? Тебе что своего мало? Куда это всё девать??
Действительно, перевозить недешево, таскать тяжело, а выглядит это всё так себе, скажем прямо... Уговорила взять хотя бы журнальный столик, стулья, да пару самодельных тумбочек, сделанных единственной рукой дедушки-инвалида Великой Отечественной.
- Да тумбочки эти не закрываются! Разбухли они, перекосились. Скажи честно, ты будешь ими пользоваться??
Тумбочки и стулья, видимо, поедут в сарай. В сарае ведь тоже нужна какая-то мебель. Пусть там отдохнут, поживут на заслуженной пенсии. А вот столик я решила отремонтировать. У меня уже был разовый опыт перетяжки дивана 95-го года, и вышло очень даже хорошо. Почему бы ещё не попробовать? Тем более, сейчас в моде советский модерн. Пересмотрела объявления мастеров на «Авито», решила долго не выбирать и просто отдать столик в ремонт тем, кто активнее откликнется.
За столиком приехал Александр Павлович, очень симпатичный, высокий мужчина средних лет, больше похожий на старшего научного сотрудника, чем на краснодеревщика. Лицо одухотворённое, руки идеально чистые.
- Ну, что тут у нас? О, какой столик интересный! С инкрустацией, - понял он сразу, какой именно предмет из находящихся в комнате поедет к нему в мастерскую.
- Да вот не поднялась рука выбросить… С дачи привезли, память о предках. Хочется хоть что-нибудь оставить.
- Понимаю вас, интересный экземпляр, очень даже интересный. И каким вы хотите его видеть?
- Думаю, достаточно просто обновить? Пусть останется таким, как есть.
- Понятно, сделаем. Будете довольны, вам понравится, обещаю. Сталинский ампир!
- Что, извините?
- Стул у вас стоит, это стиль «сталинский ампир». Тоже будете реставрировать?
- Ой, а ведь и действительно… А я даже и не подумала сама, что сталинских времен стул. Пока ещё не решила, что с ним делать.
- К нему бы стол с зелёным сукном, да обставить мужу кабинет на даче! У вас дача имеется? – захохотал мастер раскатисто.
- Имеется-имеется. Надо будет подумать…
И мне тоже стало весело. Вспомнила нашу семейную поездку на дачу Сталина на озере Рица. Великолепные были дачи у Сталина. Все в красивейших местах. Любой дачник был бы счастлив такой даче, и тогда, и сейчас. Сырость, запах плесени, растерянные смотрительницы-абхазки ничуть не испортили впечатления, а только усилили чудную атмосферу СССР. А ведь мне тоже хочется иметь свой крохотный кусочек СССР, хоть в квартире, хоть на новой даче, где угодно, но чтобы где-то он был. Так вот, значит, откуда это странное желание реставрировать старую советскую мебель?
- Я вам позвоню. Всего доброго!
И мастер с довольным видом унёс столик на вытянутых руках, нежно прижав его к груди. И чего он такой довольный? Это же не антиквариат, не раритет, это же обычный, как теперь говорят, «винтажный» столик 50-60-ых годов, каких много. А про сроки ремонта я спросить забыла, и мастер ничего про это не сказал. Что ж, не сказал и не сказал, не буду рамки ставить, работа творческая, а мне совсем не к спеху.
Прошло три недели. И мастер позвонил, но другой.
- Ирина, добрый день. Это Иван, сын Александра Павловича. Мы тут начали ваш столик шлифовать, и оказалось, что это никакая ни инкрустация. Это такая специальная технология окраски, под инкрустацию. А столик – он совсем обычный, из берёзы. Так что если мы его просто покрасим, он будет скучным, ну вот как из «Икеи», только что разве из старого дерева. И всё. Поэтому мы предлагаем его отделать ореховым шпоном. Будет очень красиво, заиграет.
- Знаете, я ведь не очень представляю, как какой шпон будет в результате выглядеть. Но мне нужен светлый стол. Серый, бежевый, это не так важно, лишь бы светлый.
- Тогда доверьтесь нам! У нас большой опыт, мы плохого не посоветуем. Ореховый шпон, светлый. Будет красиво, обещаю. Будете довольны.
- Хорошо, договорились, делайте, как считаете нужным, спасибо вам.
Прошло ещё 3 недели.
- Ирина, добрый день. Это Иван. Мы тут собрались красить ваш столик, так что давайте вы завтра подъедете к нам в мастерскую и цвет выберете.
- Так мы же уже решили, что столик должен быть светлым? – мне ну так не хотелось ехать в другой район после работы.
- А вдруг вам всё-таки оттенок не понравится? Скажете, а мне он не подходит ни к чему. Приезжайте, посмотрите мастерскую, как тут у нас, и на месте разберёмся. Нам ведь что самое важное? Чтобы клиент остался доволен!
На следующий день я поехала в мастерскую. Она оказалась на территории завода. Я плутала, плутала, разглядывая шедевры промышленной архитектуры, пока из каких-то дверей не вышла на перекур женщина с очень ярким макияжем. Какая молодец, ведь её тут никто особо и не видит. А мне на дистанционке краситься как-то лень, камера стерпит и поможет…
- Извините, Вы не подскажете, где здесь мастерская по ремонту мебели?
- А, так это вам нужен Александр Павлович. Его сегодня нет, на разъездах, а Иван, его сын, он на месте. Пойдёмте, провожу.
Ивану на вид лет 35-37, и он очень похож на отца фигурой, такой же худой и высокий, но совсем не похож лицом. Никогда бы не подумала, что это отец и сын. Как здорово, что у отца получилось заинтересовать сына таким непростым делом.
- Здравствуйте! Хорошо, что вы приехали. А вот как раз и ваш столик.
А я его и не узнала, свой столик. Он стоит такой маленький, голенький, беззащитный. Время с него ошлифовали, и теперь совершенно непонятно, из какой он эпохи. Столик без цвета, без стиля и без возраста. Я почувствовала к нему что-то типа того, что, видимо, чувствует человек, который подобрал бездомного щенка и принес его на осмотр к ветеринару перед тем, как забрать навсегда к себе домой.
Иван стал показывать мне шпон. Это такие пластинки из дерева, скрученные в рулон, не скажу, что как-то красиво выглядят.
- Правда, красивый? Ореховый! А вот это - дубовый.
- Да, очень, - соврала я.
- Смотрите, можно покрасить вот так, а можно вот так или вот так. Вам как больше нравится?
- Мне нравится самый светлый тон. Вот этот.
- Отлично, так и сделаем. Будет красиво, очень красиво. Вот посмотрите, я обещаю. Вы же ещё стульями интересовались? Пойдемте в другой зал, я вам покажу, что можно из них сделать.
Мы долго идем по заводским коридорам, то поднимаемся вверх, то спускаемся вниз, и приходим в зал. Здесь очень много вещей. Старинный рояль. Боже, какой он страшный, весь ободранный, как будто об него веками точили когти сотни кошек, и одновременно такой красивый, такой мощный. На нём собираются играть или просто поставят для антуража? Огромное кресло, похожее на царский трон. Никогда раньше такого не видела. Интересно, и куда его заказчик поставит? Шкаф с резьбой, ну очень громоздкий, на большого любителя. Иван видит мой интерес:
- Что, нравится? Да, у нас тут чего только нет! Мы это дело любим.
Показывает мне ткани для обивки стульев. Чудесные, итальянские. Пожалуй, надо всё же решиться и отремонтировать свои дачные стулья.
- Посмотрите, какие я сделал на днях военные сундуки. Американские! Это начало 20 века.
- Здорово! Красота какая. Где же вы добыли такие?
- Заказчик привёз, генерал. Хочет ими свой генеральский кабинет украсить. Посмотрите, какой чудный зелёный цвет, какой богатый оттенок. Это… (называет марку краски, которую я не запомнила), шикарно получилось, вот прямо то, что надо. Уверен, генералу понравится, будет доволен. Для нас это самое главное, чтобы клиенту обновленная вещь нравилась. Иначе зачем это всё?
- Конечно, согласна. А у вас есть фото в Инстаграмм, в Контакте или еще где-то? Я бы там ещё стулья посмотрела, как их можно сделать. У меня с дизайном не очень.
- Нет, у нас ничего нет… Времени нет на это!
- А как же вы себя рекламируете?
- А мы себя не рекламируем. Это же тогда поток клиентов увеличится сильно.
- А разве это плохо? – тут я реально удивилась.
- Нам это не нужно, не успеть нам все. Я ведь в солидной компании работаю, а это только хобби. Отцу помогаю. Да и не хотим мы на потоке работать. Каждой вещи ведь нужно внимание уделить. Тут нужно работать размеренно, без спешки. Да нас и так рекламируют по сарафанному радио, нам больше и не надо, не переживайте...
Иван ещё долго что-то показывает и рассказывает, ему так хочется поделиться, похвастаться своими работами, своими находками. Я, конечно, восхищаюсь, как могу. Но меня больше удивляет и восхищает, что ещё есть вот такие молодые люди, которые вовсе не мечтают работать на удалёнке, а с таким удовольствием, с таким энтузиазмом делают что-то своими руками для других. Дышат деревянной пылью, лаком, краской, бегают со столами и тумбочками с этажа на этаж, таскают крупногабаритную мебель, забирают её у клиента, потом отвозят обратно. Чтобы сохранить память. Чтобы было красиво. Чтобы сделать кому-то его личный кусочек СССР или даже кусочек царской России. Чтобы убитый рояль снова заиграл, а громоздкий шкаф наполнился прекрасными женскими нарядами. Чтобы клиенту понравилось, чтобы он был доволен.
Дней через десять позвонил Иван. Всё, мой столик готов, сегодня он, наконец-то, его привезёт.
Я вышла встречать Ивана. Лифт открывается, выходит улыбающийся Иван с моим столиком в руках. Заносит в квартиру, торжественно распаковывает бумагу.
- Он… чёрный?
- Нет, он шоколадный! Чудесный цвет тёмного шоколада, правда? Вам нравится?
- …?
- Светлый ореховый шпон выходил каким-то некрасивым… Нам с отцом не понравилось. Поверьте, так гораздо лучше, роскошнее. И ножки тогда бы вышли темнее, а столешница светлее, а это тоже было бы некрасиво. Нет, конечно, если вам не нравится тёмный, вы говорите, мы переделаем, без проблем! Нам ведь что главное? Чтобы клиенту нравилось. Если не нравится, то зачем тогда всё это? Так что вы говорите. Поставим другой шпон, дубовый, он в светлом тоне точно будет хорошо смотреться.
- Иван, какого чёрта? Мы же договорились, что столик должен быть светлый, только светлый! Я не люблю тёмную мебель, понимаете, не люблю! И у меня нет дома тёмной мебели! Два месяца почти делали, целых два месяца... Я же специально к вам приезжала... После работы, в другой район... Чтобы выбрать цвет... Зачем вы меня тогда приглашали? Зачем спрашивали, светлый я хочу или тёмный? Если все равно сделали ЧЁРНЫЙ стол. Такой, как понравилось вам. Ах, простите, он ведь не чёрный, он же тёмно-шоколадный! Блин. И почему же вы тогда сразу не сделали дубовый шпон? Если знали, что именно дубовый в светлом тоне хорошо смотрится? Зачем тогда приклеили ореховый?? Вы что издеваетесь надо мной?? Почему вы вообще не раскрасили его так, как было изначально? По той самой специальной технике, под инкрустацию? Почему, кстати, я в начале об этом не спросила… Сама дура…Я же хотела бабушкин столик, бабушкин. А это что? Это чёрный стол! Чужой чёрный стол! Вы же реставраторы, вы же все умеете, нет…?
- Нет-нет, что вы, все отлично! Мне все нравится, - это я, улыбаясь, сказала вслух.
- Точно? Ну, мало ли, вам, может, он ни к чему не подходит? Так вы не стесняйтесь, говорите, мы переделаем, это без проблем.
- Точно. Чудный столик вышел. Его прямо не узнать. Нарядный такой. Спасибо вам большое.
- Слава богу, а то я так боялся, что вдруг вам не понравится. Но если вы с ним поживёте, и поймете, что всё же не то, то вы звоните, не стесняйтесь, я приеду, заберу и мы переделаем в светлый, без проблем! Не думайте, это будет за те же деньги, больше не попросим. Нам ведь главное, чтобы клиенту вещь нравилась.
- Уверяю вас, это не понадобится, всё просто отлично получилось.
- Ну ладно, я тогда дальше поехал, спасибо вам. Обращайтесь ещё. Стулья вам сделаем, будут как новые.
Тёмно-шоколадный. Ореховый. А ведь он действительно роскошен. Новая эксклюзивная вещь, ручная работа. Какая поверхность. Так и хочется лизнуть это орехово-шоколадное совершенство. Куда же я его теперь поставлю? Такой должен быть акцентом, должен стоять на видном месте. На такой столик только вазу и можно поставить, такой жалко поцарапать.
А художника каждый ведь обидеть может. Только зачем? Пусть дальше творят и творят эти безумные творческие люди, сколько смогут. Чтобы нам нравилось, чтобы мы были довольны. И счастливы. И они тоже.