Найти тему

Даша Платонова. Смотри по сторонам

Оглавление

Как ты поняла, что тебе нужно в ИТ?

Студенты из Бауманки сделали подводного робота. Робот был крут — с рукой-манипулятором и 3D-зрением, умел погружаться на глубину до ста метров и управлялся с обычного ноутбука.

Проекту нужна была огласка и меня позвали в него пиар-менеджером. Я согласилась: на журфаке ни роботов, ни парней-инженеров нет, а тут так интересно. Я писала статьи о роботе и рассказывала о нём на мероприятиях. Начала разбираться в технических вещах, писать о них, общаться с технарями. Поняла, что превращать сложное в человеческое — чистый кайф. Этим и захотела заниматься.

После окончания журфака, ты сразу пришла в ИТ?

Это был путь в несколько шагов. В студенчестве я подрабатывала курьером в маленькой фирме. Там производили и продавали тротуарную плитку. Сразу после универа я устроилась туда менеджером. Делала всё: писала статьи, отвечала на звонки, консультировала клиентов, обзванивала вхолодную. Мне нужен был опыт, что-то есть и где-то жить.

Подводный робот Акватор-3D
Подводный робот Акватор-3D

Это сильно задело твоё самолюбие, после журфака МГУ писать о плитке?

Не без этого. Но это оптика, через которую я увидела: неважно что ты окончил. Везде можно быть полезным и учиться. Статьи про тротуарную плитку не хуже статей про искусственный интеллект. Главное — разобраться в теме и написать понятно.

Я благодарна начальнице, которая меня приняла на ту работу. Она дала мне старт. Осознание, что можно пригодиться везде, сделало меня сильнее. Потому однажды я встряхнулась и начала искать новую работу.

Не возникло мысли идти по профессии?

В классическую журналистику — репортажи, статьи, радио — больше не хотелось. История с роботом всё перевернула. Я знала, что мне нужно в ИТ.

В 2015 со мной случился Рамблер. Рамблер владел «Живым Журналом», популярной тогда блог-платформой. Там открыли вакансию джуна-редактора, на которую я нацелилась. Я долго делала тестовое — безумно волновалась. Но прошла. Была рада, что первый шаг к мечте сделан.

Рамблер оказался хорошей школой. Я пришла на младшего, а ушла ведущим редактором. Поуправляла редакцией. Почувствовала уверенность в том, что делаю и приняла ответственность — это очень зарядило.

Как получилось, что с ведущего редактора ты пошла в Яндекс на копирайтера?

Я фанатично хотела попасть в Яндекс. Ещё бы — одна из самых сильных ИТ-компаний в России. И я так любила всё, что они делают, что даже смирилась с понижением при переходе. Это стоило мне 20−30% от зарплаты, но я пришла туда с горящими глазами. И не пожалела. Училась у лучших людей в сфере. Отчасти мой стиль и принципы написания текстов оттуда.

Всё шло гладко или были ошибки?

Ошибок было много. Всё время нужно быть начеку, чтобы их не пропустить. В начале пути в Яндексе я взялась за большую задачу — сайт проекта. Не просто лендинг, а с вложенной структурой, разделами, на непростую тематику, с ценами. До этого я не писала таких объёмных текстов на сайт. Короче, сложно. И я такая — конечно, сделаю. В Яндексе сотрудникам доверяют. Задачу мне дали.

Когда я поняла, что это слишком тяжело и опыта не хватает, надо было пойти к руководителю и сказать: «Что-то никак, помоги». А я испугалась и не пошла. Сидела в обнимку с этим сайтом, кучу сил и нервов потратила, но к дедлайну не успела.

Задача оказалась срочной и важной, заказчик был недоволен. Меня поругали. Материально не наказывали, но было дико стыдно. Думала, меня точно уволят. До сих пор с мурашками вспоминаю. Этот опыт мне помогает на фрилансе. Бывает, ко мне приходят с настолько крутыми проектами, что глаза загораются. Но если понимаю, что не потяну, времени или сил не хватит, всегда отказываюсь. Репутация — это очень важно.

Над рабочим столом до Яндекса
Над рабочим столом до Яндекса
Первый рабочий день в Яндексе
Первый рабочий день в Яндексе

Когда ты почувствовала, что твёрдо стоишь на ногах?

Я думаю, что на все сто процентов уверенно не буду чувствовать себя никогда. Это синдром самозванца. У меня он есть, как и у многих в нашей сфере. Но он работает в плюс. Например, в Яндексе тебя окружают суперзвезды и ты всегда чувствуешь себя немножко глупее. Это подталкивает развиваться.

Достаточно уверенно я себя почувствовала, когда начала рулить самостоятельно. В Рамблере я уже это попробовала. В Алисе распробовала окончательно. Я была предоставлена сама себе и знала, что здесь за мной никто не приберёт. Не придёт главный редактор и не скажет: «Даш, что-то фигня вышла». Все мои решения будут оцениваться сразу топ-менеджментом.

В тот момент стало ясно, что на мне ответственность и я уверена в том, что делаю. Чувствую себя в своей тарелке. И это даёт силу продолжать делать хорошие вещи, теперь уже самостоятельно.

Даша несёт ответственность в Яндексе
Даша несёт ответственность в Яндексе

Как ты сделала Алису? Как создавали её образ?

Правильнее сказать, я только приложила руку к её развитию. Когда я пришла в проект, Алиса уже была. Если ты о внешности, то у Алисы её нет. Внешность или её отсутствие определяют, когда помощника только начинают создавать. Если человек спросит о цвете волос, росте, весе, помощник как-то отреагирует. Как конкретно — зависит от наличия внешности и характера помощника.

Характер помощника — это большой проект с культурными референсами, образом компании в этом помощнике и хорошо продуманными человеческими качествами. Характер должен считываться. При общении с помощником человек должен понимать, что помощник любит, а что нет, как реагирует на грубости или комплименты. Всё учтено и получается законченный образ, а не безликий чат-бот. Важна индивидуальность — некие шероховатости, за которые можно зацепиться.

Поэтому даже выбор голоса помощника — отдельная задача. Голоса актёров отслушиваются и сравниваются. В этом тоже участвует редактор. Ведь он уже представляет помощника: шутки, характер и тон ответов. Редактор отсматривает записи, приходит послушать актёров в студию. Объём работы большой, в один момент замыливается ухо, а нужна чуткость. Задача идёт довольно медленно.

Алиса остроумно отвечает на ругательства. Она генерирует ответы сама или их пишет редактор?

Как правило, у голосовых помощников есть нейросеть, которая обучена на массивах данных. Часть ответов она генерирует сама и может подставить что-то прикольное и внезапное.

Но есть ответы, которые определяют личность помощника — о его вкусах и интересах, и ответы на острые темы, например, религия, политика, просто мат и оскорбления. Эти ответы прописаны. То есть существует набор фраз, который редакторы обновляют. И эти фразы крутятся в ротации.

Сложность в том, что нужно написать ответ, который прозвучит естественно (с правильным склонением, спряжением) и подойдёт практически под любую тему, которую поднимет человек. То есть группируем вопросы по смыслу и пишем фразу, которая подойдёт в ответ на любой мат. Или на любой вопрос о политике.

Например, в вопросах про животных могут быть такие:

  • — А ты любишь котиков?
  • — Любишь собак?
  • — А гекконы тебе нравятся?

На все эти вопросы нельзя ответить по-разному. Трудозатратно писать ответы про каждое существующее в мире животное. Нужен универсальный ответ вроде «Обожаю животных, особенно…» и подставить туда животное, которое помощник предпочитает по характеру. Мы даём понять, что помощник распознал о чём речь, и отвечаем в тему. При этом не пишем ответ на каждый вопрос по отдельности. Редактор решает этот ребус. Это круто закаляет мозг.

Здесь работали редакторы Яндекса
Здесь работали редакторы Яндекса

Тебя называли «Душой Алисы». Как ты к этому относишься?

Действительно, называли — и душой, и совестью. Про совесть — так говорил руководитель в Алисе. Я вообще слышала от разных коллег в команде, что с моим приходом стало больше неформального общения, каких-то тусовок, шуток, творчества, народ стал больше разговаривать. Так многие говорили. И что я действительно похожа на Алису по характеру.

Как я к этому отношусь? Мне очень приятно. Если команда так тебя ценит — это невероятно круто.

Как ты рассталась с Яндексом? Всё-таки компания мечты

Вот поэтому уйти было очень трудно. Я, наверное, впервые в жизни так сильно плакала, когда уходила с работы. Помню, был последний день, и коллеги из самых разных отделов начали писать в личку сообщения типа: «Куда мы без тебя, ты же Алиса». Я эти сообщения прочитала, когда сидела на встрече. Разревелась прямо там и выбежала из переговорки, просто как ребёнок.

Причина прозаична — ушли многие из костяка команды, очень крутые ребята, которые меня учили нейросетевым премудростям, «растили». Они перешли в Сбер — делать новый крутой проект, новые устройства и двигать голосовые технологии дальше. Мой ментор, который меня собеседовал в Алису, ушёл ещё раньше, но не в Сбер. Я очень долго сомневалась, было тяжело. Но, в конце концов, всё решилось в пользу новых амбициозных задач и ещё большей ответственности. Это было круто.

Когда меня провожали, была большая вечеринка. Коллеги подарили мне плюшевого кота — в честь бумажного письма, которое получила Алиса. Дети часто пишут Алисе, а одна девочка прислала свой рисунок, в настоящем письме. И там был игрушечный кот Басик. Представьте мои эмоции, когда я получила этого кота в последний рабочий день. Кажется, сейчас снова расплачусь. Это были отличные времена и крутой опыт с прекрасными людьми.

Письмо девочки Алисе
Письмо девочки Алисе
Подарок коллег на прощание.
Подарок коллег на прощание.

После Алисы в Яндексе ты делала Сберовских помощников, а потом Марусю в «Мейл-ру». Для тебя эта тема исчерпана или хочешь продолжить ими заниматься?

К голосовым помощникам ещё хотелось бы вернуться. Банальную, наверное, фразу скажу, но за ними будущее. Людям естественно просить что-то голосом и стараться облегчить себе жизнь. Поэтому голосовые помощники — это перспективно.

У меня умный дом. Алиса управляет всем: кондиционером, лампочками, светильниками, чайником. Когда я ушла из Яндекса, я сдала колонку, которая полагалась сотрудникам команды. Хотела купить свою, но к увольнению не успела. И когда мне захотелось по привычке включить свет и узнать погоду, не вставая с дивана, я такая: «Э-э-э». Думаю, что в будущем всё по такому сценарию и будет.

В работе с помощниками прикольно чувствовать, что ты буквально творишь будущее. Ты не просто написал шутку, а вложился в развитие голосовых технологий. И ты чувствуешь себя причастным к чему-то большему.

Чем ИТ-редактура отличается от любой другой?

В том, что погружаться в тему нужно не только глубоко, но и быстро. Нужно уметь задавать вопросы и вникать. ИТ — сфера, где всё нужно срочно, у неё быстрый темп.

Везде нужно писать хорошо и понятно. Но разобраться в структуре нейросети всё-таки сложнее, чем написать статью про три вида плитки. Поэтому надо вникать точнее и быстрее. Задавать правильные вопросы.

Задавать вопросы бывает сложно. Особенно в начале карьеры. Думаешь, что сейчас спросишь, а собеседник подумает, что ты дурак, раз простых вещей не понимаешь. Пугаешься и не спрашиваешь. Когда я начала чувствовать свои силы, я поняла, что вопросы показывают тебя неглупым. Наоборот, становится ясно, что ты — классный, вдумчивый редактор. И сейчас, когда я задаю заказчикам вопросы, они часто говорят: «Как здорово, что ты это спросила!» или «Хорошо, что мы это учли».

Было такое, что заказчики, когда много расспрашиваешь, раздражаются? Что с этим делать?

Я много переживала из-за сложных заказчиков, когда пришла в Яндекс. Но меня научили вот чему: заказчик нервничает не из вредности, а потому, что у него есть боль. Проблема, фича, пресс-релиз — что-то его беспокоит. Он не может подобрать нужных слов, чтобы описать это. Но он и не должен, он же не редактор.

То есть задача в том, что нужно найти общий язык и наводящими вопросами понять, что именно нужно. И решать задачу можно по-разному. Часто лучше поговорить лично. Ругаться в джире, в письмах — ни к чему не ведёт. Первая реакция, особенно когда ты новичок — пойти и написать, что он такой-сякой, он не прав! А при встрече накал снижается. Становится легко понять друг друга. Главное — не принимать замечания на свой счёт. Оставаться хладнокровным как можно дольше.

Важно слышать оппонента. Не всегда нужно стоять на своём, важно найти то, что устроит всех и решит задачу. Когда редактор молодой-горячий, ему кажется, что если его результат не примут — пиши пропало. Ведь он сделал классно, но всё переделали и стало не классно. Да, может получиться менее ярко. Но главное — чтобы задача бизнеса была решена.

Короче, спокойствие и только спокойствие. Надо держать себя в руках. Своих ребят я обязательно учу этому. Порой они приходят и говорят: «Защити меня. Всё плохо, заказчик злобный, говорит, что текст ужасный». Я стараюсь объяснить, как действовать, как не расстраиваться. И вопросы решаются, люди учатся, всем становится легче.

Когда видишь гневные комменты или слышишь резкие слова, кажется, что ты плохой редактор. Но переводится это так: «Мою задачу не решили»

Как ты определяешь, когда надо помочь редактору?

Я подключаюсь, когда всё зашло в дебри какие-то, в тупик. Но такое редко бывает. Обычно человек справляется сам, я арбитр крайнего порядка. Если я всю карьеру буду ходить защищать редактора, он сам потом не выплывет. Меня тоже так учили. Это правильная школа.

Команде важно передать не только знания, но и методы решения проблем. Только если человеку эти методы нужны. Не стану переучивать, когда вижу, что редактор действует по-иному, не так, как я. Самостоятельный, ни с кем не ссорится и пишет хорошие тексты — отлично. Так держать. Я даю помощь, если человек в ней нуждается.

У меня были случаи, когда я брала на работу джуна и вкладывалась в него. Джун обычно помощи не просит, я сама приходила и учила. А бывает, когда редактор приходит и говорит: «Хочу научиться работать с капризными заказчиками». Тогда я даю советы.

Когда ты начала руководить, что было самым тяжёлым?

Делегировать. Кажется, джун будет делать долго, уж лучше ты сам. И ты думаешь: да ладно, тут задача всего на день. Из таких «я сам» складывается гора. Смотришь на неё и думаешь: «Ну и зачем я это сделала?».

Исправляется это исключительно усилием воли: однажды заставляешь себя отдать задачу. Польза от этого будет и тебе — разгрузить руки, и сотруднику — он получит возможность. Иначе, из-за твоих страхов: ты в огне, сотрудник без опыта и заказчик без результата.

У меня есть лайфхак: «Да, эту задачу трогать нельзя, её делает сотрудник, но ты потом её проверишь». Помогает подсластить пилюлю. Ещё хорошо помогает поставить себя на место сотрудника. Приятно, когда тебе доверяют. Когда я училась, не было такого, что руководитель у меня всё отбирал. Полезно вспомнить: ведь я была исполнителем, и задачи делались, и работа шла — всё было нормально.

Ты хорошо ориентируешься в диджитал — в тиктоке, ютубе и твиттере. Как считаешь, это обязательный навык для тех, кто в редактуре?

Мне это в профессии очень помогло, в том числе и в Алису попасть. Коллеги знали, что я разбираюсь в ютуберах: кто что снимает, кто популярен, какие ролики в топе. Нужно было написать тексты для Алисы про блогеров. Ко мне пришли за консультацией, я помогла и запомнилась этим.

Диджитал нужен не всем. Но он часть современной культуры. Когда редактор делает что-то игровое, он может давать отсылки к книгам, музыке, клипам, фильмам. А может и к диджитальной повестке. Ориентироваться в диджитал — такой же инструмент как начитанность и насмотренность. Расширяет возможности.

Недавно в тренде был мем про «рыбов». Про него писали твиты, шутили в заголовках и пуш-сообщениях. У многих получилось прикольно. Если таким инструментом пользоваться в меру и вовремя, продукт будет более живым в коммуникациях.

Ещё здорово помогает следить за брендами, которые классно разговаривают с аудиторией: Кухня на районе, Яндекс. Драйв, Авиасейлз, у Сбера смешной новый твиттер. Мне нравятся заботливые, дружелюбные сервисы. Это я приношу и в Ситимобил. Моя задача — сделать продукт не формальным, а для людей.

Мем про рыбов и реакции брендов
Мем про рыбов и реакции брендов

Тебе пригодился диплом журфака МГУ?

Его при устройстве на работу в кадрах сканируют. Вообще, я немножко стесняюсь своего образования. Есть стереотип, что журфак МГУ — это всегда за большие деньги. Когда я говорю, что училась на бюджете, многие недоверчиво отвечают: «ой, да ладно, знаем мы».

Я поступила со второго раза. В первый раз до бюджета недобрала пару баллов. Вечерка или платное мне не подошли. Я из Архангельска и не из семьи миллионеров. Нужна была общага и бесплатная учёба.

Поэтому год я провела на филфаке в ГКА имени Маймонида. Училась и работала репетитором — преподавала русский и литературу, готовила школьников к ГИА. И готовилась к повторному поступлению на журфак. Получилось.

Почему именно журфак?

Журфак был главной целью. Я с 13-ти лет занималась в студии журналистики. Там была детская передача, прямые эфиры на местной областной радиостанции «Поморье». Я ездила на всероссийские фестивали детских радиопередач, ходила с микрофоном-удочкой, таким, знаешь, старым, тяжёлым, с мохнатым чехлом от ветра.

Нас даже учили монтировать плёнку на бобинах! Тогда радио было частично на цифровом вещании, частично нет. Мне всё это удавалось, нравилось. Поэтому нацелилась на журфак. У меня есть такая особенность — во что бы то ни стало добиться желаемого. Надо на журфак — пришла на журфак. Надо в ИТ — пришла в ИТ. Хочу водить яхту — пошла учиться на шкипера.

Как ты отдыхаешь от работы?

Я стараюсь быть чуткой к себе. Бывает, сильно устаю, тогда хочется просто лежать и смотреть сериалы. Люблю пробовать новые вещи, бывать в новых местах. Например, прошлым летом я прыгнула с парашютом. На днях собираюсь в Стамбул, а недавно получила яхтенные права. Люблю путешествовать, да и просто менять обстановку. Переехать поработать на два дня куда-нибудь. Даже вечерком прокатиться на велике по набережной — уже приятно.

Люблю коллекционировать виниловые пластинки: искать новые, привозить из путешествий и устраивать виниловые вечера. И я обожаю Лего! Вечером под приятную музыку посидеть, пособирать — очень здорово.

Что посоветуешь, чтобы стать хорошим редактором?

Не люблю банальные советы, типа «пройди курсы», «почитай Ильяхова» — ну да, это и так ясно. Найди наставника. Самостоятельно проходить курсы и читать книжки — это хорошо. Но нужен человек с опытом, который будет направлять. Это убережёт от подводных камней и ты быстрее поплывёшь сам.

Не бойся. Страх всё убивает. Ему даже я до сих пор подвержена. Когда мешает перфекционизм, когда кажется, что это неподъёмная и серьёзная задача и всё должно быть идеально — надо взять и начать. Классическая проблема белого листа так и решается. Потом поймаешь состояние потока и проблема уйдёт.

И больше смотри по сторонам. Круто быть наблюдательным и подхватывать хорошие кейсы. Например, найти бренд, лендинги, рассылки, в которых тебе нравится как пишут, и подмечать приёмы. Это работает как грамотность и книжки. Когда в голове много best practices, ты не начнёшь думать готовыми фразами, но будешь понимать, что хорошо, а что плохо.

Общалась и редактировала Дарья Вильчук. Рисовала Настя Радостева.