К обзору цикла шотландского писателя Йэна Бэнкса о Культуре — мега-цивилизации галактического масштаба — я шел довольно долго. Первая, так сказать, «пилотная» статья вышла, так сказать, еще на заре канала, с прицелом на цикл обзоров, но я все никак не мог собраться и начать — вплоть до сегодняшнего дня.
Всего Бэнкс написал девять романов о Культуре, и я планирую написать более-менее развернутый обзор о каждом из них. Вообще я не большой поклонник серийной фантастики, всяческих многотомных эпопей и циклов. Однако Культура в этом отношении - исключение, прежде всего потому, что каждый из романов вполне можно читать и как совершенно самостоятельное произведение — они связаны только условным общим пространством и собственно самой Культуро й, причем время действия некоторых романов отстоит на тысячи лет.
«Вспомни о Флебе» - первый роман цикла. Название представляет собой строку из поэмы Томаса Эллиота «Опустошенные земли», которую я, должен признаться, так и не сподобился прочитать, поэтому не могу сказать, какой смысл она несет; если кто-то знает, буду благодарен за пояснение в комментариях к статье. Сюжет романа вполне стандартен для классической «космической оперы»: в галактике полыхает война между двумя суперцивилизациями: анархо-коммунистической Культурой и милитаристской теократической Идиранской Империей. Причины конфликта - полнейшее взаимонепонимание между этими цивилизациями, причем если Культура не очень-то и стремится решать вопрос военным путем, до для идиран, весь смысл существования которых заключается в непрерывной священной войне за установление «порядка», как они его понимают, никаких других возможностей в принципе нет.
Однако величественных сражений гигантских флотов в романе практически нет — Бэнкс описывает лишь один хоть и важный, но частный эпизод, в который вовлечена лишь команда единственного корабля (который, если отбросить условности, вполне можно назвать пиратским). Причем этот корабль даже не принадлежит ни к одной из воюющих сторон, хотя экипаж его и состоит из людей, являющихся одной из основных образующих видов Культуры.
И вот тут мы подходим к одному из тех моментов, которые выделяют цикл о Культуре из общей массы космоопер про галактические войны. Второй образующий вид Культуры — это искусственные Разумы, от самых скромных — небольших «автономников» (в оригинале у Бэнкса «drones”, по-моему, довольно удачный перевод) до суперразумов орбиталищ и гигантских кораблей с многомиллиардным населением. Бэнкс строит прямую противоположность вселенным, порожденным «Берсеркером» Саберхагена, где люди вынуждены вести вечную войну с машинами-убийцами. Собственно, Разумы Культуры и составляют ее основу, заботясь о ее спокойном процветании и заботясь о громадном человеческом населении.
Именно это и не устраивает главного героя романа, Бора Хорзу из искуственно созданной расы мутаторов, способных изменять свою внешность. Он считает, что Культура — противоественное образование, в которой люди развращены и лишены воли неустанной заботой могучих машин, и потому работает на разведку идиран, выполняя для них различные секретные задания. Вокруг одного такого задания — добыть потерпевший крушение Разум, застрявший на «запретной планете» и разворачивается весь сюжет романа.
Тут сокрыта двойная ирония романа: во-первых, большинство (хотя и не все) сведений о Культуре в романе читатель получает с точки зрения ее непримиримого врага; во-вторых, Хорза, полагающий симбиоз машинного и человеческого разума в Культуре противоестественным и губительным для людей, на протяжении всего романа буквально сеет вокруг себя гибель и разрушение — все во имя великого идеала, из лучших побуждений. Идиран же встречает свое разочарование — убежденные, что «слабая» по их представлениями изнеженная гедонистическая Культура (а она такая и есть) рухнет и пойдет на попятный при первых же их ударах, они обнаруживают, что Культура отчаянно дерется, защищая свое право быть слабой и изнеженной, и даже чудовищные потери (в приложении они оцениваются в 90 миллиардов людей и разумных машин) лишь подстегивают ее решимость выиграть войну.
Отходя немного в сторону от непосредственного сюжета романа к общему контексту Культуры, хочется отметить еще дке необычных особенности серии. Во-первых, Культура — это не какое-то утопическое общество далекого будущего, это цивилизация (как и сотни или даже тысячи других), существующая прямо сейчас, в те самые минуты, когда вы читаете эту статью. Война Культуры с Идиранской империей разворачивалась в четырнадцатом веке по христианскому летосчислению (это упоминается в «справочном приложении»), а один из романов серии посвящен посещению представителей Культуры нашей родной Земли. Во-вторых, несмотря на всю свою мощь, Культура далеко не единственная крупная цивилизация Галактики — Бэнкс неоднократно упоминает другие, равные или даже превосходящие ее по уровню развития; к примеру, в «Вспомни о Флебе» это некая сверхмощная сущность Дра’Азон, итог невероятно длительной эволюции, с каковой сущностью побаиваются связываться и Культура, и идиране. Такие сущности и панцивилизации появляются практически в каждом романе о Культуре.
Объем статьи ограничен, поэтому я полагаю, что дальнейшее изучение особенностей Культуры я продолжу в обзоре следующего романа. Что же касается великого личного джихада Бора Хорзы, то пусть вас не смущают мои философствования. Роман на самом деле — увлекательнейшая история, наполненная драматизмом, головокружительными приключениями и схватками. Лично мне особенно запомнился очень красочно описанный эпизод столкновения огромного покинутого экипажем океанского корабля с тысячекратно превосходящим его по размерам айсбергом. Впрочем, действия в романе хватает и помимо этого.
Одним словом, добро пожаловать в головокружительный мир Культуры Йэна Бэнкса, мир галактических цивилизаций и непостижимых Разумов. Надеюсь, он окажется для вас таким же захватывающим, как и для меня.
Читайте пилотную статью о серии: Технокоммунизм "Культуры" Йэна Бэнкса
#фантастика #космическая опера #научная фантастика #литература #писатели #книги