Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора: сущность и значение для блага общества и государства. Отличие этой стадии процесса от стадии кассационного производства
Производство в суде надзорной инстанции, наряду с апелляцией и кассацией, выступает гарантией реализации конституционного права на судебную защиту, обеспечения законности и единообразия практики правоприменения.
Сущность современного надзорного производства видится в его исключительном (экстраординарном) контроле за законностью судебных актов, который имеет специфическое проявление, а именно:
- объектом пересмотра являются вступившие в законную силу судебные постановления, бывшие предметом рассмотрения ВС РФ в апелляционной или кассационной инстанции;
- единственным органом, уполномоченным пересматривать судебные акты в порядке надзора, на сегодняшний день, является Президиум ВС РФ;
- реализация права на судебную защиту в надзорном порядке является довольно трудоемкой для заинтересованных лиц процедурой;
- имеется опасность нарушения принципа правовой определенности, предполагающего стабильность вступивших в законную силу судебных актов.
Следовательно, законодательное регулирование современного надзорного производства может быть оценено неоднозначно. Степень его эффективности получит надлежащую оценку лишь по результатам практического применения.
На сегодняшний день положительная роль ( значение ) надзорного производства усматривается:
- в контроле Президиума ВС РФ за деятельностью судов, который осуществляется путем проверки судебных актов на предмет надлежащей защиты прав и свободы человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; недопущения фундаментальных нарушений норм материального и процессуального права;
- гарантировании лицам, участвующим в деле, а также лицам, не участвующим в деле, но права и интересы которых были нарушены принятым постановлением, защиты их прав и законных интересов;
- формировании единообразной правоприменительной практики: законодательство прямо предусматривает такое основание к отмене судебного акта в порядке надзора, как нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
В отличие от суда кассационной инстанции пересмотр судебных постановлений в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ может осуществляться по представлению Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ. В суде надзорной инстанции установлен более короткий срок подачи надзорных жалоб (три месяца), чем в суде кассационной инстанции (шесть месяцев), не действует институт оставления жалобы, представления без движения. Различны в рассматриваемых судебных инстанциях и основания к отмене судебных актов. По результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления Президиум Верховного Суда РФ выносит только постановления.
Суд, рассматривающий дела по надзорным жалобам
По Федеральному закону от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» субъектом пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является только Президиум Верховного Суда РФ.
Субъекты и объекты обжалования
По Федеральному закону от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» субъектом пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является только Президиум Верховного Суда РФ.
В порядке надзора могут быть пересмотрены только вступившие в законную силу решения судов субъекта Российской Федерации, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ, и вступившие в законную силу акты Верховного Суда РФ (за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ).
Процессуальный порядок и сроки рассмотрения дел в порядке надзора
Рассмотрение дела в надзорной инстанции, так же как и в кассационной, состоит из двух этапов (стадий):
- предварительный (целью данного этапа является решение вопроса о приемлемости пересмотра);
- рассмотрение дела с жалобой судом надзорной инстанции.
Рассмотрение дела с жалобой судом надзорной инстанции (ст. 391.10 ГПК РФ). Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству Президиум ВС РФ направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и копии надзорных жалобы, представления. Кроме того, лица, участвующие в деле, подлежат обязательному извещению о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора, их значение для принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации
Статья 391.9 ГПК РФ содержит следующие основания для отмены или изменения судебных постановлений вϰпорядке надзора:
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Их нарушение является основанием для отмены вступившего в законную силу судебного постановления в порядке надзора;
- нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;
- нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права;
- ст. 391.11 ГПК РФ устанавливается также такое основание к отмене судебного постановления в порядке надзора, как наличие фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права. На сегодняшний день определяющее значение имеет указание на то, что данные нарушения не только повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений, но и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права;
- отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанций полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Основания к прекращению и оставлению заявления без рассмотрения содержатся в ст. 220, 222 ГПК РФ. Особенность этих действий в надзорной инстанции проявляется в том, что здесь они обязательно сочетаются с отменой решения;
- оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. Наличие указанного полномочия, так же как и в кассационной инстанции, объясняется тем, что к моменту передачи дела в кассационную инстанцию по нему вынесено уже несколько судебных актов. Один из них может быть законным. Отменив обжалованный акт, суд надзорной инстанции оставляет в силе тот, который считает законным;
- отменить либо изменить обжалуемый судебный акт и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права. Суд надзорной инстанции не вправе принимать и исследовать новые доказательства. При выявлении необходимости истребования и исследования новых доказательств дело должно быть направлено на новое рассмотрение;
- оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ. К таким основаниям относится несоответствие надзорных жалобы, представления требованиям, предъявляемым к ее форме; подача жалобы, представления лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; пропуск срока обжалования судебного постановления в надзорном порядке; наличие просьбы о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления; подача надзорных жалобы, представления с нарушением правил подсудности, установленных законом.
Полномочия суда надзорной инстанции, их роль для блага общества и государства
В законе установлен исчерпывающий перечень полномочий Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.12 ГПК РФ). Суд надзорной инстанции вправе совершить следующие действия:
- оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения. Указанное полномочие может быть реализовано, если судебный акт, на который подана жалоба, соответствует закону;
- отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.
Содержание и законная сила постановления Президиума Верховного Суда РФ
РФ принимает постановление. В постановлении Президиума Верховного Суда РФ должны быть указаны:
- наименование и состав суда, принявшего постановление;
- дата и место принятия постановления;
- дело, по которому принято постановление;
- наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ;
- содержание обжалуемых судебных постановлений;
- выводы Президиума Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
- мотивы, по которым Президиум Верховного Суда РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.