«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Еккл. 12: 13-14).
Человек – это не только плоть, но и бессмертная душа, которая при разлучении с телом переходит в иной мир, в вечность. Этот день ждёт каждого человека рано или поздно, никто не избежит этого. Но часто человек об этом не задумывается, избегает говорить об этом, живёт здесь, в этом мире так, как будто вечно будет жить. Часто люди заботятся только о внешнем: о здоровье и красоте физического тела, о внешнем комфорте окружающей обстановки: красоте, удобстве условий, в которых он пребывает в этом мире временном, ориентируется на внешнее, забывая о внутреннем, а именно, о здоровье и красоте души. Но внутреннее важнее внешнего, потому что от здоровья души зависит внутреннее состояния счастья, внутренний мир, покой в этой жизни; и после перехода в вечность, где тело и внешние условия, которые окружали человека, будут не важны, а будет важно только внутреннее. Там всё обличится, то что здесь не видно другим, все тайные дела, которые делал человек на земле, все мысли, чувства, внутренние намерения, добродетели и пороки души, всё будет открыто. «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.» (Мк. 4: 22). «Ин мир тебе, душе, ожидает, и Судия хощет Твоя обличити тайная и лютая. Не пребуди убо в здешних, но предвари вопиющи Судии: Боже, очисти мя и спаси мя.» Тропарь, глас 1, по 16-й кафизме Псалтири.
Поэтому Господь говорит фарисеям, желая их привести к покаянию, а этим словом и нас учит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» (Мф. 23: 27-28). А ведь там, в ином мире внутреннее не скроешь. А здоровье и красота души зависит от того, как человек жил в этой жизни, какие делал дела, какие имел мысли, чувства, намерения; наполнял своё сердце любовью или всякими беззакониями. Часто люди в погоне за внешней красотой и богатством совсем забывают о душе, не следят не только за своими мыслями, чувствами, но и за своими внешними поступками и словами, впадая в разные грехи, которые губят душу. Хорошим поучительным примером для нас является мультфильм «Красавица и чудовище». «В прологе рассказывается о молодом, эгоистичном и избалованном принце, который имел всё, что только мог пожелать. Однажды, зимней ночью, в замок приходит старая нищенка и предлагает принцу розу в обмен на приют и спасение от холода. Измождённый вид старухи вызывает у принца чувство брезгливости, и, посмеявшись над её подарком, он выгоняет нищенку. Она предупреждает юношу, что внешний вид обманчив, а истинная красота скрыта внутри, но тот снова смеётся над ней. В этот момент старуха неожиданно превращается в прекрасную колдунью. В наказание за жестокосердие она превращает принца в безобразное чудовище и накладывает могущественное заклятье на замок со всеми его обитателями.» Отрывок из описания сюжета мультфильма. Красота и богатство принца были только внешними, а внутри он был жесток, в его сердце совсем не было любви, он не имел внутренней красоты. И только взаимная любовь с красавицей Бэлль смогла исцелить и преобразить его душу, а затем и его тело, и он опять стал прекрасным принцем, но уже красивым не только внешне, но и внутренне. Такое состояние, какое было у принца до его превращения в чудовище, может быть вполне свойственно для человека, особенно в наше время, когда люди ищут материального комфорта, внешней красоты, но не заботятся о внутреннем. А чтобы преобразиться внутренне, требуется покаяние, обращение к Господу, Который есть любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16). Нужно, чтобы любовь Божия преобразила человека. Вот, что говорит Господь Ангелу Лаодикийской Церкви, наиболее соответствующей нашему времени, так как в наше время распространено такое явление, как теплохладность: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.» (Откр. 3: 15-19). То есть, человек может видеть себя внешне благополучным, успешным, богатым, быть может праведным, но Господь видит его внутреннее по-другому. «Ин суд человеческий, ин Суд Божий». Любовь к Богу неотделима от любви к человеку. Невозможно любить Бога и ненавидеть ближнего. Святой Апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.» (1-е Ин. 4: 20-21). «Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку, то ты - в горестном самообольщении». Святитель Игнатий Брянчанинов.
Также ещё примером является сказка Г. Х. Андерсена «Дочь болотного царя». Дочь болотного царя и египетской принцессы, прилетавшей на север, попала в семью викингов, девочку назвали Хельга. Она была очень красивой, но дикой и злой, была неласкова к матери, жестока, в её сердце не было любви. А ночью, когда превращалась в безобразную жабу, потому что над ней тяготели злые чары, становилась тихой, кроткой, сидела на коленях у приёмной матери. «Даже Хельга уже слышала о боге, пожертвовавшем собою из любви к людям и ради их спасения. Она все эти рассказы, как говорится, в одно ухо впускала, а в другое выпускала. Слово "любовь" находило доступ в ее душу лишь в те минуты, когда она в образе жабы сидела, съежившись, в запертой комнате.» Отрывок из сказки. «— Никогда и никому, даже супругу моему, не проговорилась я о том, что терплю из-за тебя! — говорила жена викинга. — И сама не думала я, что так жалею тебя! Велика, видно, любовь материнская, но твоя душа не знает любви! Сердце твое похоже на холодную тину, из которой ты явилась в мой дом! Безобразное создание задрожало, как будто эти слова затронули какие-то невидимые нити, соединявшие тело с душой; на глазах жабы выступили крупные слезы.» Отрывок из сказки. Ночью, как будто бы внешнее и внутреннее в Хельге менялись местами, она становилась внешне безобразной жабой, а внутри кроткой, сострадательной, любящей. И вот, слова матери коснулись её сердца, когда она была жабой, и в таком виде она освободила пленника викингов – христианина. Любовь победила злые чары, которые тяготели над ней. «На кургане лежал ещё крест — последняя работа умершего христианина. Хельга взяла его, и ей сама собою пришла в голову мысль утвердить крест между камнями над курганом. При воспоминании о погребённом под ним слёзы заструились ещё сильнее, и Хельга, повинуясь какому-то внутреннему сердечному влечению, вздумала начертить знаки креста на земле вокруг всего кургана — вышла бы такая красивая ограда! Но едва она начертила обеими лапами первый же крест, перепонка слетела с них, как разорванная перчатка. Она омыла их в воде источника и удивлённо посмотрела на свои белые тонкие руки, невольно сделала ими тот же знак в воздухе между собою и могилою, губы её задрожали, и с языка слетело имя, которое она столько раз во время пути слышала от умершего: «Господи Иисусе Христе»! Мгновенно оболочка жабы слетела с Хельги, и она опять стала молодою красавицей девушкой; но голова её устало склонилась на грудь, всё тело просило отдыха — она заснула.» Отрывок из сказки.
Когда Господь преобразился на горе Фавор перед Своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном, Он приоткрыл им Своё Божество; «и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.» (Мф. 17: 2). Только что перед ними был обычный по виду Человек, такой же как они, и тут, Он показал им Свою небесную славу. Ведь Христос – есть Солнце правды. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;» (Мал. 4: 2). Также и святые Ангелы представлялись людям, обладавшим духовным зрением, как прекрасные юноши: «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду.» (Мк. 16: 5). А бесы, будучи преисполнены всяческих пороков, не имеющие любви, на вид, по описанию святых отцов, обладавших духовным зрением, ужасные, отвратительные существа. Люди также могут уподобиться святым Ангелам, либо иметь сходство с бесами по своим душевным качествам. Так, например, Господь говорит о святом Иоанне Предтече, крестившем Христа: «как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».» (Мк. 1: 2-3), потому что он вёл равноангельный образ жизни. И святые отцы, которые отрекаются от мира, приобретают Царствие Божие и святость, именуются равноангельными. «Преподобный Исаак Сирин говорит, что познание бестелесных сущностей состоит в уподоблении им, а не через внешние чувства происходит.» Игумен Никон (Воробьев).
Так вот, все пороки, которые есть в душе, будут видны в духовном мире. А душа, украсившая себя добродетелями, будет прекрасна. «Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.» (Псалом 44: 13). Поэтому Господь говорит, обличая фарисеев и уча нас: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23: 25-26).
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.» (1-е Петра 3: 3-4).