Я часто слышу, как люди говорят друг другу: "ты меня не слышишь", "ты меня не понял" и т.д. Немного понаблюдав за людьми вокруг, я заметила некоторые погрешности в ведении разговора и решила написать то, что вы сейчас читаете. Однако психологических статей на тему коммуникационных барьеров очень много, поэтому я решила написать об этом вопросе с точки зрения языка.
Вообще, очень часто каждый из людей сталкивается с одним и тем же сценарием: думает об одном, хочет сказать второе, но в попытках выразиться краше или остроумнее говорит вообще третье.
Возможно, ваши собеседники действительно бывают рассеянными и невнимательными, но если из раза в раз вы сталкиваетесь с неправильной трактовкой ваших слов, то это указывает на некорректное использование некоторых способов выражения.
В этой статье я описала несколько причин, которые могут послужить барьером в диалоге. Исправление логических и языковых неточностей поможет избежать недопонимания и стресса из-за потраченных усилий и времени.
Каждый из нас время от времени допускает подобные ошибки в речи, даже самый крутой оратор может иногда звучать нелепо и неоднозначно из-за них. Давайте же их рассмотрим.
Нарушение закона тождества: закон тождества бережёт устойчивость содержания речи.
- Частое использование омонимов(пишутся и звучат одинаково, значения разные) без конкретики приводит человека к карте возможных значений. Например: "на олимпиаде я потерял очки из-за невнимательности". Стоило бы использовать более точное и подходящее по смыслу слово: "на олимпиаде я потерял баллы из-за невнимательности".
- Использование эпитетов индивидуального восприятия затрудняет ясность посыла : "Красивый человек", "Хороший дизайн", "Плохая работа".
То есть адресант речи может употреблять омонимы и эпитеты в различных вариантах значения, не учитывая, что адресат может воспринимать те же самые слова по-другому. Стоит прийти к соглашению относительно определённости, однозначности понятий, которыми вы и ваш собеседник оперируете.
- Очень распространённая причина недопонимания - смещение темы. Это происходит, когда человек хочет выразиться точно и ясно, но на энтузиазме, начиная выражать одну мысль, которая ассоциируется у него со второй, третьей, пятой, десятой и т.д., продолжает речь сменами тем, и в итоге уходит от первой мысли настолько далеко, что и вовсе забывает, о чём изначально хотел сказать.
- Очень многие люди, особенно не очень уверенные в себе или несобранные, любят растекаться мыслью по древу тогда, когда можно ответить просто "да" или "нет". Например, сотрудник компании задаёт своему коллеге вопрос: "Ты заказал в офис новую канцелярию?" На данный вопрос можно ответить лаконично. Но коллега начинает неуклюже оправдываться, уходя всё дальше от сути вопроса: "Я начал это делать, а потом зазвонил телефон, мне позвонил Сергей Фёдорович и сообщил об изменениях в графике ..." и прочее в том же духе.
Последние разделы, "противоречия" и "недостаточная аргументированность", для слушателей могут стать наиболее неприятными. Поэтому предлагаю тем, у кого найдётся желание подумать над подобными ошибками в своей речи и проработать их на бумаге(в чём конкретно ошибка, в чём нарушение логики) и выписать возможные варианты исправления. Такая небольшая тренировка со временем поможет тщательнее, но быстрее продумывать слова перед началом речи.
Противоречия бывают следующих типов:
- Контактные (части противоречия контактируют в речи): "Брюки хлопчатобумажные из шерстяной ткани" (брюки не могут быть одновременно и хлопчатобумажными, и шерстяными).
- Дистантные - противоречия, встречающиеся интервалами( они могут находится в разных частях речи и внимательному слушателю они будут мешать понять вас). Например: начальник сообщил коллективу о том, что стоит начать экономить бумагу и краски для принтеров, а на следующий день ругал подчинённого за то, что тот не распечатал ему фото образцов мебели для заказа в офис, а показал их в качестве презентации, чтобы оптимизировать расходы.
- Явные - противоположные мысли об одном и том же предмете обсуждения: "Юрий Иванович виноват в ситуации, но это не его вина".
- Неявные - несоответствие частей утверждения: "в одном килограмме карамели содержится 85% сахара и 25% повидла"(при подсчёте процентов их оказывается больше ста).
Есть также ряд ошибок, которые делают вашу речь не только неоднозначной, но и абсурдной для адресатов - это недостаточная аргументированность.
- Неверное установление причинно-следственных связей: "Снизил результативность Сафонов. Он левша, и когда мяч попадает ему под правую руку, то спортсмен не может как следует распорядиться им"(Сафонов и раньше был левшой, но это не мешало ему играть результативно; и правша, и левша во время игры находятся в одинаковых условиях: правше мяч может попасть под левую руку).
- Недостаточная аргументация утверждения: "Предметом повествования являются времена достаточно отдалённые, что говорит о преклонном возрасте автора" (нет прямой причинно-следственной связи между возрастом автора и событиями, описываемыми в книге: об отдалённых временах может писать и молодой автор).
- Использование аргументов, не относящихся к данному тезису: "Работники обувной фабрики должны уделять главное внимание качеству изделий. За минувший квартал фабрика выпустила в 1,5 раза больше пар обуви, чем в предыдущем (увеличение количества выпускаемой продукции не говорит о том, что главное внимание уделяется качеству).
Вот и всё, спасибо Вам за внимание!
Целью любого текста является восприятие читателя, и я надеюсь, что вам получится найти свою неточность, потому что исправить её нетрудно, а обнаружить не всегда получается по самым разным причинам :)