Представим условие, когда России необходимо 100 широкофюзеляжных самолётов на будущие 10-15 лет. В среднем один борт обойдется около 9 миллиардов рублей, а в сумме 100 самолётов будут стоить 900 миллиардов. Добавим, что наш Ил-96 менее эффективный, чем иностранные аналоги. Чтобы продать наши самолёты отечественным компаниям необходимо будет сделать скидку, чтобы как-то компенсировать разницу в эффективности, где-то 6-7 миллиардов за один самолет. Значит в казну будет возвращено только 600-700 миллиардов из 900.
Российские эксперты говорят: "По рекомендациям Всемирного Банка мы должны закрыть все неэффективные предприятия. Ведь проект убыточный, то его нужно закрыть, а нашим компаниям нужно разрешить купить 100 готовых самолётов иностранного производства."
Какую главную ошибку допускают "эксперты"?
Россия вкладывает за каждый Ил-96 порядка 9 миллиардов рублей, а за 100 самолетов порядка 900 миллиардов рублей. Наши авиакомпании покупают его по 6 млрд. за штуку, или в сумме 600 млрд. рублей.
Бюджет не досчитывается порядка 300 млрд. рублей, или 4 млрд. долларов. Которые будут скомпенсированы собиранием налогов со всех налогоплательщиков страны. Все наши налогоплательщики в сумме теряют 4 млрд. долларов.
А теперь представим, что вместо того, чтобы создавать свои Ил-96 государство разрешило авиакомпаниям закупить 100 иностранных самолётов. Условно говоря, поддержанные Boeing-777-300ER - стоят примерно 100 млн. за штуку.
Бюджет не тратит ни копейки, дополнительные налоги не собираются. Из России ушло 10 миллиардов долларов. Эти 10 млрд. долларов - это то, что потеряли наши налогоплательщики, ведь деньги ушли за границу. За эти деньги, иностранцы, ничего не купят в России, а наши инженеры, что-то да купят.
Таким образом, если смотреть с "коммерческой" точки зрения, то строить Ил-96 за 9 миллиардов рублей и продавать в авиакомпании за 6 - "убыточно". Но не создавать свой самолёт и отдавать за каждый самолёт 100 миллионов нефтедолларов за границу - ещё гораздо более убыточно!
То есть создание и, главное, потребление своего продукта, который пусть даже не такой эффективный, как иностранный аналог - колоссальная экономия! Даже при довольно экстремальных предположениях о том, что Ил-96 продавался бы всего за 2/3 себестоимости, и что иностранный аналог стоил бы всего 100 миллионов. И главное о том, что цена на нефть всегда будет настолько высокой, что доллар будет стоить всего 75 рублей, и нефтедолларов будет хватать на покупку хотя бы подержанных иномарок.
Все это на пальцах и очень просто, но достаточно для того, чтобы объяснить нашим "экспертам", что свое лучше, чем чужое!
Boeing 777-300 чуть более вместительный, чем Ил-96-400. Но заполняемость кресел - тоже далеко не всегда 100%.
Boeing 777-300 потребляет чуть больше керосина, то есть там, где кресла заполнены не все, Ил-96 будет чуть более экономичен.
Boeing 777-300 имеет большую дальность, но маршрутов, где нужно везти больше 400 пассажиров на расстояние больше 12000 км, у Аэрофлота (а тем более у других российских авиакомпаний) очень мало.
Boeing 777-300 имеет больший вес, то есть авиакомпании придётся платить большие аэронавигационные и аэропортовые сборы, чем за Ил-96.
Все эти технические моменты, конечно, всегда учитываются всеми авиакомпаниями.
Но с точки зрения государства абсолютно необходимо принимать во внимание не только будет ли конкретный проект прибылен для бюджета, но и взвешивать, насколько убыточна для экономики всей страны альтернатива.
Какая у вас точка зрения на этот счет?
#экономика #промышленность #авиапромышленность #вокруг снг