Найти тему
Любитель балета

Балет «Лебединое озеро» – источник фантазий... про него. Самая ранняя

Оглавление

У них в Михайловском театре свое озеро разливается с 1 по 3 октября – дона Начо, а у нас – свое. Вспомним «Лебединое озеро» Вагановой 1933 года – необычную версию!

На сайте Михайловского театра можно прочесть пресс-релиз, который отчасти меня вдохновил на то, что писать об этом лучше бы сейчас. Вот из него:

Балетный октябрь в Михайловском театре откроется премьерой самого популярного балета в мире. Свою версию «Лебединого озера» зрителям представит художественный руководитель нашей балетной труппы, выдающийся испанский хореограф Начо Дуато. Вместе со своим постоянным соавтором, художником-постановщиком Ангелиной Атлагич, Дуато ПРЕВРАЩАЕТ СКАЗКУ В РОМАНТИЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ПЕРЕНОСИТ ДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛЫЙ ВЕК. Премьерные показы пройдут 1, 2 и 3 октября.

Заглавными выделила я (т. к. жирным невозможно).

Чтобы сказать: эх, дон Начо! Было уже такое, было! И смена жанра балета, и перенос действия в прошлый век (относительно своего столетия). Скоро мы узнаем, что получится там, не забывая, что Михайловский – театр все-таки не академический, экспериментальный, так было и есть в нашей иерархии балетных театров. А пока вспомним, что получилось 88 лет назад, в том же городе на Неве, только в бывшем Мариинском театре, тогда называвшемся просто ГАТОБ. Там 13 апреля 1933 г. прошла премьера возобновления балета по Петипа и Иванову, осуществленного Агриппиной Яковлевной Вагановой. Художник Владимир Дмитриев, дирижер Евгений Мравинский. Главные партии исполняли: Михаил Дудко, затем Константин Сергеев (Граф), Галина Уланова (Лебедь), Ольга Иордан (Одиллия).

В центре сегодняшнего материала будет переделанный и переосмысленный сюжет этой экспериментальной версии. Впервые в Интернете публикуется мной либретто по предпремьерной брошюре, выпущенной Бюро обслуживания рабочего зрителя при управлении Ленинградских государственных театров. Поэтому засим автор умолкает и дает слово автору либретто.

«Лебединое озеро» А. Я. Вагановой.

«Лебединое озеро». Балет в 3-х действиях, 4-х картинах. Музыка П. И. Чайковского

Либретто

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Графиня

Граф – ее сын

Ротбарт – герцог

Одиллия – дочь герцога

Лебедь

Друзья графа

Церемониймейстер

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ПЕРВАЯ КАРТИНА

Действие происходит в 30-х годах девятнадцатого столетия. Парк в старинном родовом замке немецкого графа. Ясный осенний день. Из замка выходит молодой граф, юный романтик, целыми днями предающийся мечтам и фантазиям. Он погружен в чтение книги любимого поэта и почти не замечает окружающей его обстановки. Где-то, вдали, над озером разражается гроза. Спасаясь от грозы, к замку собираются с охоты друзья молодого графа. Они несут с собой убитого лебедя. Вид красивой птицы волнует графа, он готов идти с друзьями на охоту.

Да, сохранились кое-какие снимки! Фото: mariinsky.ru
Да, сохранились кое-какие снимки! Фото: mariinsky.ru

К замку сбегается застигнутая грозой молодежь, которая уговаривает графа остаться с ней; он неохотно поддается их увещеванию – веселье ему чуждо. Из замка появляется графиня. После неудачной попытки вовлечь сына в общее веселье, она уезжает на прогулку. Одна из девушек, желая привлечь внимание графа, отделяется от других и углубляется в чтение оставленной им книги. Графу на мгновенье кажется, что у этой девушки он встретит родственную ему натуру, но вскоре он убеждается в своей ошибке и покидает девушку.

После полонеза гости удаляются. Граф остается один, берет ружье и направляется на охоту. Из замка выходят друзья графа, издали замечают его и следуют за ним.

ВТОРАЯ КАРТИНА

Уединенная местность на берегу озера. Заброшенный замок. Ночь. По озеру плывут лебеди. Появление молодого графа вспугивает лебедя, он собирается выстрелить в птицу, но его охватывает желание схватить ее живьем. Во время борьбы с лебедем, завороженный красотой птицы, граф подпадает под очарование ее взгляда: борьба кончена. Их уносит вихрь новых переживаний. (Общий танец лебедей).

Галина Уланова - Лебедь. Костюм уже практически устоявшийся, привычный нам. Фото: pinterest
Галина Уланова - Лебедь. Костюм уже практически устоявшийся, привычный нам. Фото: pinterest

Лебеди разбегаются и вновь появляются испуганные преследующими их друзьями графа. Граф бросается спасать жизнь очаровавшего его лебедя. Останавливая друзей, он приказывает им прекратить преследование и оставить его одного.

Удивленные друзья уходят. (Танец лебедей и уход их). Он мечтательно смотрит на уплывающих лебедей. Образ лебедя оставляет глубокий след в романтически настроенном воображении графа.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Молодому графу, увлекающемуся чтением старинных легенд, приходит в голову мысль устроить маскарад в своем средне­вековом замке, на который все при­глашенные должны явиться в маскарадных костюмах минувших эпох.

Зал в старинном родовом замке графини. Маскарад. Среди гостей – родовитый, но обедневший герцог Ротбарт, сосед графини. Он одиноко и замкнуто живет в своем сумрачном, полуразрушенном замке, мечтая выдать свою дочь Одиллию за сына графини, чтобы этим браком восстано­вить блеск угасающего рода.

Дочь его Одиллия, своенравная и властолюбивая девушка, поставившая своей целью покорить молодого графа, рассчитывает в этот вечер добиться осуществления своей цели.

Ольга Иордан - Одиллия. Фото: mariinsky.ru
Ольга Иордан - Одиллия. Фото: mariinsky.ru

Среди собравшихся гостей граф видит девушку замаскированную лебедем; встревоженный воспоминанием о фантастических переживаниях минувшей ночи, граф приближается к девушке, но она быстро исчезает. По приглашению Одиллии граф танцует с ней. В конце танца по залу скользит замаскированная лебедем девушка. Отталкивая Одиллию, граф бросается на поиски волнующей его незнакомки. Одиллия в негодовании бежит к отцу. Графиня пытается успокоить сына. Новое появление лебедя. Граф окончательно теряет голову и убегает из замка. Общее смятение. Графиня падает в обморок.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Уединенное место на берегу озера. Ночь. Танец лебе­дей. Вбегает трепещущая лебедь, раненная Ротбартом, искавшим, после неудачного сватовства дочери, при­вычного успокоения на охоте.

Тревога лебедей. Начинается буря. Появление графа, совершенно обезумевшего от бесплодных попыток найти, созданную его воображением, фантастическую девушку-птицу. Ви­дит ее, бросается к раненному лебедю, поднимает и бережно несет на руках. Общий танец и уход лебедей. Смерть раненного лебедя. Не в состоянии расстаться с пленившим его воображение образом девушки, граф, доведенный событиями ночи до крайнего отчаяния, закалывается и падает со скалы.

Пришедшие из замка гости находят труп погибшего безумца.

СЮЖЕТУ КОНЕЦ, а продолжение здесь:

«Психологическое» «Лебединое озеро» Вагановой. От начала до конца
Любитель балета22 октября 2021

#театры и балет #классика #мариинский театр #искусство