У них в Михайловском театре свое озеро разливается с 1 по 3 октября – дона Начо, а у нас – свое. Вспомним «Лебединое озеро» Вагановой 1933 года – необычную версию!
На сайте Михайловского театра можно прочесть пресс-релиз, который отчасти меня вдохновил на то, что писать об этом лучше бы сейчас. Вот из него:
Балетный октябрь в Михайловском театре откроется премьерой самого популярного балета в мире. Свою версию «Лебединого озера» зрителям представит художественный руководитель нашей балетной труппы, выдающийся испанский хореограф Начо Дуато. Вместе со своим постоянным соавтором, художником-постановщиком Ангелиной Атлагич, Дуато ПРЕВРАЩАЕТ СКАЗКУ В РОМАНТИЧЕСКУЮ ФАНТАЗИЮ И ПЕРЕНОСИТ ДЕЙСТВИЕ В ПРОШЛЫЙ ВЕК. Премьерные показы пройдут 1, 2 и 3 октября.
Заглавными выделила я (т. к. жирным невозможно).
Чтобы сказать: эх, дон Начо! Было уже такое, было! И смена жанра балета, и перенос действия в прошлый век (относительно своего столетия). Скоро мы узнаем, что получится там, не забывая, что Михайловский – театр все-таки не академический, экспериментальный, так было и есть в нашей иерархии балетных театров. А пока вспомним, что получилось 88 лет назад, в том же городе на Неве, только в бывшем Мариинском театре, тогда называвшемся просто ГАТОБ. Там 13 апреля 1933 г. прошла премьера возобновления балета по Петипа и Иванову, осуществленного Агриппиной Яковлевной Вагановой. Художник Владимир Дмитриев, дирижер Евгений Мравинский. Главные партии исполняли: Михаил Дудко, затем Константин Сергеев (Граф), Галина Уланова (Лебедь), Ольга Иордан (Одиллия).
В центре сегодняшнего материала будет переделанный и переосмысленный сюжет этой экспериментальной версии. Впервые в Интернете публикуется мной либретто по предпремьерной брошюре, выпущенной Бюро обслуживания рабочего зрителя при управлении Ленинградских государственных театров. Поэтому засим автор умолкает и дает слово автору либретто.
«Лебединое озеро» А. Я. Вагановой.
«Лебединое озеро». Балет в 3-х действиях, 4-х картинах. Музыка П. И. Чайковского
Либретто
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Графиня
Граф – ее сын
Ротбарт – герцог
Одиллия – дочь герцога
Лебедь
Друзья графа
Церемониймейстер
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ПЕРВАЯ КАРТИНА
Действие происходит в 30-х годах девятнадцатого столетия. Парк в старинном родовом замке немецкого графа. Ясный осенний день. Из замка выходит молодой граф, юный романтик, целыми днями предающийся мечтам и фантазиям. Он погружен в чтение книги любимого поэта и почти не замечает окружающей его обстановки. Где-то, вдали, над озером разражается гроза. Спасаясь от грозы, к замку собираются с охоты друзья молодого графа. Они несут с собой убитого лебедя. Вид красивой птицы волнует графа, он готов идти с друзьями на охоту.
К замку сбегается застигнутая грозой молодежь, которая уговаривает графа остаться с ней; он неохотно поддается их увещеванию – веселье ему чуждо. Из замка появляется графиня. После неудачной попытки вовлечь сына в общее веселье, она уезжает на прогулку. Одна из девушек, желая привлечь внимание графа, отделяется от других и углубляется в чтение оставленной им книги. Графу на мгновенье кажется, что у этой девушки он встретит родственную ему натуру, но вскоре он убеждается в своей ошибке и покидает девушку.
После полонеза гости удаляются. Граф остается один, берет ружье и направляется на охоту. Из замка выходят друзья графа, издали замечают его и следуют за ним.
ВТОРАЯ КАРТИНА
Уединенная местность на берегу озера. Заброшенный замок. Ночь. По озеру плывут лебеди. Появление молодого графа вспугивает лебедя, он собирается выстрелить в птицу, но его охватывает желание схватить ее живьем. Во время борьбы с лебедем, завороженный красотой птицы, граф подпадает под очарование ее взгляда: борьба кончена. Их уносит вихрь новых переживаний. (Общий танец лебедей).
Лебеди разбегаются и вновь появляются испуганные преследующими их друзьями графа. Граф бросается спасать жизнь очаровавшего его лебедя. Останавливая друзей, он приказывает им прекратить преследование и оставить его одного.
Удивленные друзья уходят. (Танец лебедей и уход их). Он мечтательно смотрит на уплывающих лебедей. Образ лебедя оставляет глубокий след в романтически настроенном воображении графа.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Молодому графу, увлекающемуся чтением старинных легенд, приходит в голову мысль устроить маскарад в своем средневековом замке, на который все приглашенные должны явиться в маскарадных костюмах минувших эпох.
Зал в старинном родовом замке графини. Маскарад. Среди гостей – родовитый, но обедневший герцог Ротбарт, сосед графини. Он одиноко и замкнуто живет в своем сумрачном, полуразрушенном замке, мечтая выдать свою дочь Одиллию за сына графини, чтобы этим браком восстановить блеск угасающего рода.
Дочь его Одиллия, своенравная и властолюбивая девушка, поставившая своей целью покорить молодого графа, рассчитывает в этот вечер добиться осуществления своей цели.
Среди собравшихся гостей граф видит девушку замаскированную лебедем; встревоженный воспоминанием о фантастических переживаниях минувшей ночи, граф приближается к девушке, но она быстро исчезает. По приглашению Одиллии граф танцует с ней. В конце танца по залу скользит замаскированная лебедем девушка. Отталкивая Одиллию, граф бросается на поиски волнующей его незнакомки. Одиллия в негодовании бежит к отцу. Графиня пытается успокоить сына. Новое появление лебедя. Граф окончательно теряет голову и убегает из замка. Общее смятение. Графиня падает в обморок.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Уединенное место на берегу озера. Ночь. Танец лебедей. Вбегает трепещущая лебедь, раненная Ротбартом, искавшим, после неудачного сватовства дочери, привычного успокоения на охоте.
Тревога лебедей. Начинается буря. Появление графа, совершенно обезумевшего от бесплодных попыток найти, созданную его воображением, фантастическую девушку-птицу. Видит ее, бросается к раненному лебедю, поднимает и бережно несет на руках. Общий танец и уход лебедей. Смерть раненного лебедя. Не в состоянии расстаться с пленившим его воображение образом девушки, граф, доведенный событиями ночи до крайнего отчаяния, закалывается и падает со скалы.
Пришедшие из замка гости находят труп погибшего безумца.
СЮЖЕТУ КОНЕЦ, а продолжение здесь:
#театры и балет #классика #мариинский театр #искусство