Найти в Дзене
Что-то о Чём-то

Субкультуры. Что это и для чего? Опасно ли?

Оглавление

В современном мире существует множество различных молодежных течений, которые мы можем увидеть где угодно, будь это прогулка по улице или же просто экраны наших телевизоров и смартфонов. Общество людей очень пластично и постоянно совершенствуется, поэтому тема субкультур будет актуальна всегда. И очевидно, что у каждого человека есть свои интересы, вкусы, стиль и так далее, это и объясняет такое огромное количество субкультур.

Субкультуры формировались на протяжении многих десятилетий. Одним из первых исследованием этой темы занялся американский социолог Альберт Коэн в 1955 году. Затем исследование процессов формирования и самого существования субкультур продолжили Саймон Фрис, Дина Вайнштейн, Да-ниель Дотер, Джордж Левис, Джей Лалл, Холи Круз, Эмми Мохан и Джин Мелоун.

-2

Нередко можно встретить мнение о том, что все субкультуры – это нечто плохое, нечто, от чего нужно огораживать своих детей. Конечно, существуют и опасные, и потенциально опасные, но это скорее исключение, нежели правило. Субкультуры оказывают огромное влияние на формирование моды и вкусов, а также мировоззрение молодых людей, и это факт. Целью данной статьи является оценить значимость субкультуры для общества. Действительно ли она так нужна?

-3

Что же такое субкультура? Разбив латинское слово по морфемам, мы получаем приставку sub- и корень cultura, что соответственно в дословном переводе является подкультурой, то есть частью общественной культуры. Как нам всем известно, в широком смысле под культурой понимаются все достижения человечества, но нас на данный момент интересует лишь малая, но неотъемлемая её часть, которая подразумевает под собой различные течения, объединяющие людей в социальные группы по различным признакам, о которых мы поговорим далее.

-4

Девид Рисмен описывал субкультуру, как группы людей, которые намеренно выбирают ценности, традиции, стиль, поведение, отличные от общепринятых.

Я не совсем согласна с объяснением термина «субкультура» Девидом Рисменом, известным юристом и социологом из США, который как раз и ввел это понятие. А не согласна я, как минимум, потому что это слишком обобщенное и стереотипное понятие, и далеко не все молодежные течения выражают протест существующим нормам и традициям. Так чаще мы можем встретить молодых людей, которые в обществе ничем даже не выделяются, но их так же относят к субкультуре.

-5

Например, многие социологи выделяют геймеров (людей, увлекающимися различными компьютерными играми) как субкультуру, хотя геймеры вовсе не имеют особых ценностей и стиля, который бы отличался от общепринятого, а всего лишь увлечены определенным видом деятельности.

-6

На основе вышесказанного, хочу представить другое определение для данного термина.

Субкультура – это определенный, особый набор убеждений, норм, ценностей, образцов поведения, стилей одежды, стилей музыки и прочего, отличающего то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от других сообществ и социальных групп.

При этом совершенно не обязательно, что 1 человек может являться представителем лишь одной субкультуры.

Как и было сказано ранее, субкультура в большинстве своём не отрицает общепризнанной культуры, но и несет ряд отличий, вызванных более образом жизни людей.

Виды субкультур

Социологи определяют следующие виды:

  1. национальные,
  2. конфессиональные,
  3. профессиональные субкультуры,
  4. субкультуры социальных групп (эмо, панки, готы).

Наиболее крупным видом является конфессиональная субкультура, так как она включает в себя определенные религиозные взгляды и убеждения, основываясь на которых люди следуют определенным системам законов и правил, предполагающие их образ жизни и поведение.

-7

Далее по объему следует национальная субкультура. Национальная субкультура является душой народа и объединяет все те убеждения и ценности поведения, которые характерны для определенной страны или же государства.

Так, например, В. О. Ключевский отметил, что пейзажи русской души, а соответственно и культуры, соответствует пейзажу русской земли.

Весомой чертой является такое качество как доброта россиян, проявляющаяся в гостеприимстве, радушии, способности сострадать и сопереживать и так далее. Одной из главных ценностей России является истинное чувство патриотизма и любви к своей Родине. И несмотря на то, что мы не следуем всем традициям из прошлого, нельзя отрицать факт того, что, например, традиционные русские танцы, костюмы и блюда также являются частью нашей культуры.

-8

Говоря о профессиональной субкультуре, мы имеем в виду совокупность общих символов, ценностей, норм и образцов поведения, характерных лишь определенной профессии. Наиболее ярким, как мне кажется, примером будет субкультура врачей. Врачи обладают особой символикой (красный крест, кадуцей и так далее), сводом правил, обязаны придерживаться рабочей формы в одежде и являются профессионалами в области врачевания, что и отличает их от других профессиональных субкультур. Помимо этого, у хирургов даже есть известное поверье о том, что не следует проводить операцию своим знакомым и тем более близким людям. А поверья, как мы знаем, тоже являются частью субкультуры.

-9

Помимо выше представленной систематики, существует и другая, выделяющая следующие виды субкультур:

  1. - возрастные субкультуры;
  2. - профессиональные субкультуры;
  3. - территориальные (деревенские, городские и так далее);
  4. - предметно-опосредованные (различные клубы по интересам, и прочее).

А теперь перейдем уже именно к молодежным течениям, которые люди часто подразумевают под словом «субкультура». К таковым как раз уже можно отнести всеми известных эмо, панков, хиппи и так далее.

Перечислять и описывать молодёжные течения можно чуть ли не до бесконечности, поэтому предлагаю опустить подробности о металлистах, руфферах, тамблер-гёрл, винишко-тян, ЗОЖниках, АУЕшниках и сотен других. В период с 2015 по 2021 на волне пандемии не только появились новые субкультуры, но и приобрели популярность старые. Так хочу выделить несколько основных: поклонники K-POP, e-girl и e-boy, soft-firl и soft-boy.

Наибольшей по численности, на мой взгляд, является K-POP сообщество. Вне зависимости от отношения людей к данному музыкальному течению, глупо утверждать, что оно никому неинтересно и так далее. K-pop - музыкальный жанр, родоначальником которого является Южная Корея. На становление корейской музыки как отдельного жанра оказали влияние многие стили и жанры, например, экспериментальный, рок, джаз, хип-хоп , R&B , регги и даже кантри. Популярность данного сообщества начала активно расти с 2012 года, а, так называемая, «армия» фанатов одной из корейских групп по официальным данным на 2020 год составила 48 миллионов человек, при том, что членство в ней платное. K-POP– это прежде всего идеальная картинка без каких-либо исключений. Идеальным должно быть всё: лица, телосложение, прически, костюмы и аксессуары исполнителей. Абсолютно всё в образе каждого K-POP айдола продумано до мелочей и отрабатывается артистами ежедневно. Как минимум из-за этого данное течение заслуживает внимания.

Для е-girl и e-boy – молодёжное течение, возникшее в социальной сети Pinterest в 2019 году и перешедшее далее в Tik-Tok. В какой-то степени данное течение представляет собой ответвление от эмо, но это, на мой взгляд, не так. Единственное сходство между ними – это тёмные цвета одежды, которые всё же стали разнообразнее. Представители данной субкультуры носят массивные цепи, на которые вешают различные замочки, скрепки и подобное, волосы могут быть окрашены абсолютно в любой цвет, но чаще встречаются белые, рыжие или же чёрные, брюки и юбки на высокой талии, кеды Vans или ботинки Dr.Martens, верхняя часть образа многослойная, чаще всего оверсайз футболка поверх кофты или рубашка под кофту, девушки носят чёрные полупрозрачные или сетчатые колготы. Макияж также является важной частью образа и у девушек, и у парней, на щеках они рисуют сердечки или слезы, обычно присутствует большое количество румян, девушки наносят толстые и длинные стрелки, нередко произвольных и художественных форм (например, в виде огня). Особых увлечений среди данного сообщества нет, а в музыкальных предпочтениях часто российская поп- и рок-музыка.

Soft течение подразумевает под собой достаточно мягкий стиль в одежде, светлые пастельные оттенки, массивная обувь, часто белая, в прическах используется большое количество ярких детских заколочек. Этот стиль зародился в одно время с e-течением и также приобрел большую популярность в Тик-Токе. В макияже soft-girl и -boy присутствует большое количество румян, сердечки, облака, веснушки и стрелки на глазах, аналогичные e-girl. Эта субкультура опять же не имеет особой идеологии, образа жизни, правил и так далее, чем отчасти и привлекает молодёжь.

Влияние молодежных течений на общество

Одним из важнейших факторов влияния субкультур на общество – является социализации подростков. Общий круг интересов помогает быстрее адаптироваться молодому поколению, наличие огромного спектра субкультур позволяет людям развиваться в определенном направлении, даёт возможность каждому человеку найти место в обществе, найти способ самовыражения и так далее. Сложно однозначно сказать оказывает ли влияние субкультура на моду или же наоборот, но они совершено точно неразрывно связаны.

Опять же, несмотря на стойкое стереотипное мнение о том, что субкультура – средство выражения протеста подростков – это не так. Как мы уже выяснили, современные молодежные движения зачастую не имеют идеологической направленности и практически не влияют на образ жизни молодежи.

Но не стоит забывать о том, что есть и опасные молодежные движения, такие как, например, всеми известный "Синий кит", течения сталкеров, руфферов и подобные. Эти течения однозначно представляют большую угрозу для жизни молодежи. Некоторые из них также оказывают колоссальное влияние на психику человека, что может привести к непоправимым последствиям.

-13

Что же мы имеем в итоге?

Во-первых, субкультура – это определенный, особый набор убеждений, норм, ценностей, образцов поведения, стилей одежды, стилей музыки и прочего, отличающего то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от других сообществ и социальных групп. А в большинстве своём представителями субкультуры является та самая молодёжь, которая в свою очередь является социально-демографической группой, включающей людей в возрастном промежутке примерно от 14 до 27 лет.

Во-вторых, несмотря на опасения более старших поколений за своих детей, субкультуры однозначно не являются чем-то плохим. Субкультура привносит в жизни многих людей новые эмоции и впечатления, недостаток которых приводит к стрессу и различным психическим и психологическим заболеваниям. Общий круг интересов даёт людям стимул развиваться и совершенствоваться в определенных сферах деятельности.

В-третьих, не говоря об опасных течениях, приносящих вред людям, нельзя слепо следовать различным молодёжным течениям, ведь они тесно взаимосвязаны с явлением моды. Всегда следует выбирать тот стиль, тот круг общения, ту идеологию и прочее, где нам самим будет комфортно, а не из-за того, что что-то модно. Слепое влечение всегда приводит к негативным последствиям, и поэтому важно иметь свою голову на плечах.

Из этого всего можно сделать вывод о том, что субкультура и общество являются неотъемлемыми частями друг друга. Особенно важно отметить, что субкультуры не являются чем-то плохим, а напротив, в какой-то степени они даже формируют наше общество.

И ответ на поставленный в начале вопрос:"Нужна ли людям субкультура?" Мой ответ однозначен– да, нужна. Человеку необходима возможность самовыражаться, свободно мыслить, самостоятельно определять круг общения, основанных на чём угодно. Это всё и может дать нам субкультура.

Мне также будет очень интересно услышать Ваше мнение в комментариях к данной статье. В первую очередь, конечно, что вы думаете о данной статье? о субкультурах? нужны ли нам субкультуры? опасны ли они?

-14
Данная статья основана на личном опыте, а также следующих литературных источниках:
1. Башкатов, И. П. Молодежные субкультуры / И. П. Башкатов, Т. С. Стрелкова // Социологические исследования. - 2006. - № 11
2. Башкатов, И. П. Психология неформальных подростков, молодежных групп. - М. : Информпечать, 2000. - 336 с
3. Борзова, Татьяна Александровна, Культурно-антропологические основания ценностных ориентаций молодежной субкультуры : на примере современной российской молодежной субкультуры : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01. - Владивосток, 2006. - 164 с.
4. Гришин, В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде // Общественные, самодеятельные движения. - М., 1990. - 280 с
5. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. М.: Инфра-М., 2008 - 231с.
6. Клименко, Андрей Владимирович, Обществознание : учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 10-е изд., стер. - Москва : Дрофа, 2010. - 507с.
7. Кравченко А.И., Социология: Учебник для студентов несоциологических специальностей, естественно-научных и гуманитарных вузов. / Кравченко А.И., Анурин В.Ф. - СПб и др. Питер, 2008 - 431с.
8. Некрасов, Игорь Анатольевич, Культурология : Учеб. пособие / И. А. Некрасов; М-во путей сообщ. Рос.Федерации. Моск. гос ун-т путей сообщ. (МИИТ). Каф. "Философия и культурология"