Найти в Дзене
ПРОСТЫЕ РАЗВИВАШКИ

НЕ ЗАБЫТЫЕ СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ

Я никогда не была равнодушной к музеям и они всегда производили на меня большое впечатление. Ведь все экспонаты — это вещи реальных людей, которые несут непередаваемую, сильнейшую энергетику. Одним из мест особого сосредоточения этой силы в Томске является Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Я много была о нем наслышана и очень хотела его посетить. И вот это случилось. Музей погружает в события прошлых лет сразу же, со входа. Спустившись в подвал начинаешь ощущать холодящий ужас от той атмосферы, которая цариц до сих пор в стенах теперь уже музея. Обстановка нагоняет жути, словно со страницы учебника по истории или с экрана фильма сошли декорации какой-то страшной повести. Музей располагается в центре города и добраться до него не составляется труда. В 20-40-е года в этом здании находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела НКВД. А сегодня это отреставрированный полуподвал с четырьмя залами, и не просто залами, а настоящими тюремными камерами, в которых представлен
-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12

Я никогда не была равнодушной к музеям и они всегда производили на меня большое впечатление. Ведь все экспонаты — это вещи реальных людей, которые несут непередаваемую, сильнейшую энергетику. Одним из мест особого сосредоточения этой силы в Томске является Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Я много была о нем наслышана и очень хотела его посетить. И вот это случилось.

Музей погружает в события прошлых лет сразу же, со входа. Спустившись в подвал начинаешь ощущать холодящий ужас от той атмосферы, которая цариц до сих пор в стенах теперь уже музея. Обстановка нагоняет жути, словно со страницы учебника по истории или с экрана фильма сошли декорации какой-то страшной повести.

Музей располагается в центре города и добраться до него не составляется труда. В 20-40-е года в этом здании находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела НКВД. А сегодня это отреставрированный полуподвал с четырьмя залами, и не просто залами, а настоящими тюремными камерами, в которых представлены различные экспозиции со своей тематикой. Залы соединены коридором, в котором тоже представлены различные экспонаты, фотографии и биографические сведения о более известных заключённых.

В первом зале находится кабинет следователя, где расположился стол, два табурета, графин с водой, пачка беломора и окно с решеткой. А на столе лежат томики с настоящими уголовными делами. Невольно представляются ощущения людей, которым приходилось сидеть лицом к лицу с представителем власти, наверняка понимая, какая судьба им уготована. Нагоняют ужас и угрюмые, холодные и безмолвные стены кабинета, но столько повидавшие. Они остались безмолвными свидетелями всего того кошмара, что творился здесь.

В следующем зале представлены экспонаты, посвященные большому террору. Прямо на стене расположился большой крест из фотографий людей, приговоренных к высшей мере наказания — расстрелу. Только вдумайтесь в эту цифру - 23 000 признанных жертв репрессий! Среди этих людей мужчины и женщины, молодые и старые, ученые, военные, врачи, учителя, представители интеллигенции. Очень часто расстреливали целыми семьями, ставшими бессмысленными жертвами репрессий.

В третьем зале располагается непосредственно сама камера для заключенных. Самое тяжелое место для восприятия. Камера встречает дверью со множеством замков и засовов, глазком и окном для кормежки. Внутри стоит всего 3 шконки, но конечно, помещалось там значительно больше людей. В углу находится вешалка для личных вещей и санузел. В камеру можно зайти и даже присесть на шконки, дав передохнуть ногам. Ведь хоть музей и не велик, но о каждом экспонате увлечённый экскурсовод может рассказывать очень долго.

В четвертом зале расположилась экспозиция, посвященная послевоенным годам советского времени. На полу располагается карта всех лагерей ГУЛАГа в СССР. Атмосферности добавляет колючая проволока, натянутая под потолком. На стенах расположились плакаты тех времен. Здесь же можно увидеть форму сотрудников отдела, посуду, одежду. Экспонатов относительно немного, но за каждым стоит своя история. Какие-то привозили с мест расположения лагерей, а какие-то и бывшие заключенные, которым удалось выжить, а что-то принадлежало и лично руководителю музея. Он же, кстати, и проводил нам экскурсию — Ханевич Василий Антонович, за что хочется выразить большую благодарность. Рассказывал реальные истории реальных людей, не скрывая даже самых ужасных фактов. Провели мы там свыше 2,5 часов, но признаться честно, даже не заметили, если бы не ноющая спина и уставшие ноги.

Трудно советовать подобные места для посещения, но по моему мнению свою историю, какая бы они ни была, нужно знать. И в данном музее ее описали достойно. Поэтому, кто интересуется, советую посетить, но обязательно с экскурсией.