С падением доходов сильно участились случаи "забывания" в карманах различных продуктов. Как магазинам противостоять потоку желающих что-нибудь "забыть"? Какие в торговых точках есть варианты борьбы с такими товарищами?
В сетевых магазинах допустимый уровень потерь примерно от 0,5 до 3%. И если борьба с известными потерями (списание по срокам и из-за потери качества) давно ясна и отработана, то с неизвестными всё немного сложнее. Какие методы сейчас применяют, чтоб избежать или хотя бы уменьшить хищения в торговых точках?
1. Камеры
Больше половины преступлений в магазине обнаруживается именно при помощи видеокамер. Проблема только в том, что это очень однообразное и скучное занятие. За несколько часов такого наблюдения концентрация пропадает и хочется заняться чем-то другим.
К сожалению, почти в каждом магазине есть "мертвые зоны", где камеры не видят. Даже самые неопытные воришки про них знают и стараются делать свои дела именно в этих закоулках. Так что одними камерами отбиться от жуликов не получится. Нужен комплекс мер.
2. Одежда и поведение
Если человек в торговом зале внезапно поднял голову и начал пристально изучать расположение камер, то это сразу вызовет подозрение. Обратная ситуация, когда товарищ со всей силы натянул кепку с капюшоном и не отрывает взгляд от пола, тоже привлечет не меньше внимание.
По странному поведению можно вычислить только школьников и случайных воришек. Если человек делает это не первый раз, он уже натренировал в себе спокойствие и непринуждённость. Такой товарищ в мотоциклетном шлеме никогда заходить не станет.
3. Ворота
Рамки на входе используют не только в магазинах одежды. Маячки на бутылках с алкоголем или спрятанные внутри товара часто помогают поймать или отпугнуть вора. Не у каждого из них под рукой будет магнит, чтоб снять антикражку или "фольга", чтоб спрятать в ней товар.
Единственная причина, почему эти ворота все еще не установили в каждом сетевом магазине — жадность компаний. Такая система стоит довольно дорого и в продуктовых применяется крайне избирательно.
4. Контроль КСО
Сейчас через кассы самообслуживания выносят огромное количество товара. Просто непомерное. Сотрудница, которая следит сразу за шестью терминалами, не успевает достаточно качественно контролировать их все одновременно. Чем и пользуются.
У "забывчивых" граждан нужно перевешивать товар и проверять штрихи по которым произведена покупка. К сожалению, в большинстве магазинов это пока приходится делать руками, но уже появились первые КСО, которые сами распознают продукт и его габариты. Скоро не получится купить килограмм дорогого сыра по цене картошки.
5. Слепые зоны
Особенно это актуально в "Пятерочках" и "Перекрестках". Руководство почему-то решило, что в новых магазинах монитор с камерами нужно устанавливать не в подсобных помещениях, а прямо в зале. Желательно, чтоб со спины охранника можно было легко разглядеть отделы и зоны на которые направлены камеры и которые вне их поля зрения.
Охранники понимают, что если Вася зашел в хлебный отдел с бутылкой, а вышел без неё, то есть два варианта: он воспользовался отсутствием камер и спрятал товар себе в карман или схоронил где-то в сдобе, чтоб идущий следом друг забрал "закладку".
6. Сотрудник в штатском
Довольно эффективный способ борьбы с кражами. Сотрудник в обычной одежде выходит в зал и гуляет с корзинкой между стеллажей. Опытные жулики не стесняются покупателей, да и покупатели чаще всего просто не понимают, что прямо рядом с ними происходит воровство.
Более того, наворачивать круги по торговому залу интереснее, чем часами сидеть "на камерах" и иногда оказывается даже эффективнее.
7. Антикражные зеркала
Люди в магазине обычно не обращают на них внимание, но эти широкие зеркала дают неплохой обзор сразу всего зала. Сотрудник стоя на одном месте может наблюдать за происходящим сразу в нескольких отделах.
В крупных сетях их давно уже считают бюджетной и устаревшей заменой камер, но как-то видел интересную комбинацию камер и зеркал. Если их установить под нужными углами, то такой симбиоз замечательно работает.
8. Распознавание лиц
На входе система распознает и сохраняет лицо каждого вошедшего. Одно только наличие и возможность "засветиться" отпугивает потенциальных жуликов. Эффективность у этих систем пока "на троечку", но через пару лет такая техника будет отлавливать большую часть злоумышленников.
Учитывая, что уже сейчас базы данных о лицах собираются в метро, автобусах, банках, торговых центрах и тд, уже совсем скоро мы окажемся в цифровом лагере. Можно расстраиваться и возмущаться, но это неизбежное будущее, которое наступит уже завтра.
9. Связь с соседями
Профессиональные крадуны никогда не ограничиваются одним магазином. Они катаются по району пока не заполнят весь багажник авто. Остановить такие бригады помогает координация внутри торговой сети, а лучше сразу нескольких сетей.
Помню, как товарищи на машине довольно мощно вытащили товар из двух Пятерочек, а в следующем Дикси их уже ждали. Оказалось, что сотрудники магазинов-конкурентов общались. Они предупредили и скинули фотографии в общий чат.
10. Группы с шоплифтерами
У этих ребят есть свои сообщества, где они хвастаются добычей и выкладывают увлекательные истории похождений. Почти в каждой такой группе или паблике сидят сотрудники служб безопасности розничных магазинов.
Внимательно читают разборы удачных "выносов" и изучают способы, которые применяют воришки. Если придумывают какую-то новую механику, то информация с предупреждением оперативно попадает в магазины.