Найти тему

Самовозгора́ние челове́ка

Оглавление

Самовозгора́ние челове́ка (англ. Spontaneous human combustion, SHC) — паранормальное явление, в результате которого человек якобы может воспламениться без видимого внешнего источника огня. Существование явления не доказано и отрицается большинством учёных.

ИсторияПравить

Истории о самовозгорании дошли до нас из глубокой древности, но только с начала XVIII века, когда такие случаи начали регистрироваться в официальных документах, в том числе и в полицейских протоколах, их стали считать достаточно достоверными.

В старину о случаях самовозгорания говорили, что человека сжёг «дьявольский огонь», испепелил сатана. Люди верили, что жертва продала князю тьмы свою душу, но потом нарушила их тайный договор, за что её и настигло возмездие.

Позднее, в XVI веке появилось более рационалистическое объяснение: якобы, жертвами самовозгорания становятся хронические алкоголики, чьи тела пропитаны спиртом и поэтому вспыхивают от случайной искры, особенно если покойники курили.

Средние векаПравить

Средневековая литература также регистрирует случаи человеческого самовозгорания: так, во времена правления королевы Боны Сфорца (между 1515 и 1557) в Милане на глазах своих родителей и сыновей погиб рыцарь Полоний Вортий: после двух ковшей выпитого вина он вдруг начал изрыгать пламя изо рта и сгорел[1].

Наиболее подробные свидетельства о человеческом самовозгорании начинают появляться начиная с XVIII века. В 1731 году при невыясненных обстоятельствах в итальянском городе Чезена погибла графиня Корнелия ди Банди: в спальне обнаружили её ноги, одетые в чулки, и часть черепа[2].

В апреле 1744 года в Ипсвиче (Англия) дочь 60-летнего алкоголика Грайса Пета обнаружила своего отца мёртвым на полу дома: по её словам, «он сгорел без огня, подобно вязанке дров». Одежда на старике была практически не повреждена, так как была сделана из асбеста.

Первое наиболее надёжное свидетельство о случаях человеческого самовозгорания относится к 1763 году, когда француз Жан Дюпон опубликовал книгу с коллекцией случаев человеческого самовозгорания под названием «De Incendiis Corporis Humani Spontaneis». В ней, в числе прочего, он упоминает случай Николя Милле, с которого сняли обвинение в убийстве своей жены после того, как суд убедился, что она погибла в результате спонтанного самовозгорания. Жена Милле, сильно пьющая парижанка, была обнаружена у себя дома, когда от неё осталась только кучка пепла, череп и кости пальцев. Соломенный матрац, на котором она была найдена, был лишь слегка поврежден, так как был пропитан негорючим составом.

Примерно в 1853 г. в Колумбусе (штат Огайо) загорелся владелец винного магазина, немец по национальности. Этот случай использовал Чарльз Диккенс при написании предисловия ко второму изданию своего романа «Холодный дом», в котором описал вымышленный им случай человеческого самовозгорания. В 1861 г. литературный критик и философ Джордж Генри Льюис опубликовал свою переписку с Диккенсом, в которой обвинил писателя в распространении небылиц:

«В этих заметках обычно пишут, что от человеческого тела остаётся жирная копоть, да какие-то остатки костей. Всем известно, что такого быть не может».

Статистика и случаи выживания после самовозгоранияПравить

Есть люди, которые выживали после случаев самовозгорания. Среди наиболее известных, задокументированных примеров: 71-летний британец Вилфрид Гауторп и американский коммивояжёр Джек Эйнджел[3]. В обоих случаях врачи не смогли определить причину самовозгорания. Поражённые конечности пришлось ампутировать.

Отношение наукиПравить

Самовозгорание человека служит объектом многочисленных слухов и споров. До сих пор нет доказательств существования данного явления, и сама его возможность сегодня отвергается большинством учёных. Существует две основные гипотезы, объясняющие случаи человеческого самовозгорания, причём обе подразумевают внешний источник огня: это гипотеза Человеческой свечи и воспламенение от статического электричества или шаровой молнии.

Хотя с химической точки зрения тело человека содержит достаточно энергии, хранимой в форме жировых отложений, при обычных обстоятельствах человек самовозгореться не может из-за высокого содержания воды (около 70 %), на испарение которой потребуется слишком много энергии.

В 1870 году доцентом судебной медицины Абердинского Университета была опубликована заметка «О Самовозгорании». В ней он писал, что нашёл около 54 современных учёных, которые когда-либо писали о человеческом самовозгорании, из них 35 однозначно высказывали своё мнение о данном феномене.

  • Пятеро (включая Юстуса Либиха) утверждали, что самовозгорание невозможно, и что все задокументированные случаи являются мистификацией.
  • Трое (включая Гийома Дюпюитрена) считали, что случаи самовозгорания являются реальными, однако имеют другую природу, а именно: имелся какой-то внешний источник огня.
  • Двадцать семь учёных (Включая Девержи и Орфила) настаивали на том, что самовозгорание человеческого тела вполне возможно.