Вы наверняка слышали такое выражение. Да и мы упоминали о нем, когда рассказывали о «Дачепортации. Переезде на Дачу». Давайте же разберемся, кого называли Дачными мужьями. Сразу оговоримся, что сегодняшняя тема статьи шутливая и историческая. Не ищите современных прототипов, пересечений с сегодняшней реальностью. Просто насладитесь юмором Дачников конца XIX – начала XX веков. Приятного чтения!
Автора! Автора!
Впервые выражение Дачный муж появилось в названии сборника рассказов (цикла юморесок) И. Щеглова в конце 80-х годов XIX века, а свою известность приобрело, благодаря А Чехову. На этой почве между литераторами даже был спор.
«Я долго не писал Вам, коварный Антуан, потому что был исполнен чувства ненависти к Вашему „Трагику поневоле“, кстати сказать превосходно разыгранному актером Бабиковым, очень слабым в трагических ролях, на которые он претендует по преимуществу. Как Вы знаете, привилегия на изобретение „Дачного мужа“ утверждена за мной Городской думой, и фальсификация его, произведенная <...> Антоном Чеховым, доставила несколько беспокойных часов моей щегловитой мнительности...»
(из письма И. Щеглова А. Чехову)
И. Щеглов был убежден, что А. Чехов заимствовал сюжет «Трагика поневоле (Из дачной жизни)» из его пьесы «Дачный муж». Кто-то считает, что это не так и что этот водевиль А. Чехов переделал из своего же рассказа «Один из многих» (1887 г., т. е. до появления «Дачного мужа» и знакомства с И. Щегловым). Хотя сам А. Чехов в одном из своих писем И. Щеглову допускал, что «Трагик поневоле» частично списан с «Дачного мужа» И. Щеглова:
«За браконьерство, за охоту по дачным мужьям в Вашем лесу я уже достаточно наказан роком»
из письма А. Чехова И. Щеглову (Леонтьеву) 1889 г.
Ссылаясь на эту историю, И. Щеглов даже после смерти А. Чехова решил не платить его наследникам гонорарные отчисления за постановку пьесы «Сила гипнотизма», написанной И. Щегловым «по словам и намекам» А. Чехова: «Получается впечатление, будто бы авторы между собой квиты».
Кто же такой Дачный муж?
Добираться до Дач стало проще, и многие семьи переезжали на весь Дачный сезон на Дачу, оставляя городские квартиры: арендовать летом и Дачу, и квартиру было дорого, так что квартиру сдавали хозяевам, а мебель и весь скарб отправляли на Дачу или на склады до осени. Главы семейств каждое утро на Дачном поезде отправлялись в город на службу, а вечером возвращались к семье, на Дачу.
Все – семья, соседи и знакомые, безвылазно проживающие на Даче, – считали такое постоянное курсирование отцов семей между городом и Дачей удачной оказией для различных поручений в городе: надо было что-то передать, забрать, купить (зачастую в Дачных местностях не было ни одной лавки) и так далее и тому подобное. В результате отец семейства, отправившись утром в город, проработав весь день, бегал потом по поручениям всех и вся, а потом, нагруженный тюками и мешками, мчался на обратный Дачный поезд.
«Выходишь из присутствия разбитый, измочаленный; тут бы обедать идти и спать завалиться, ан нет, помни, что ты дачник … и изволь, как курицын сын, сейчас же бежать по городу исполнять поручения. На наших дачах установился милый обычай: если дачник едет в город, то, не говоря уж о его супруге, всякая дачная … имеет власть и право навязать ему тьму поручений. Супруга требует, чтобы я заехал к модистке и выругал ее за то, что лиф вышел широк, а в плечах узко; Сонечке нужно переменить башмаки, свояченице пунцового шелку по образчику на 20 к. и три аршина тесьмы...»
«Трагик поневоле» А. Чехов
«Этак, батенька, в промежутке между службой и поездом бегаешь по городу, как собака, высунув язык, бегаешь, бегаешь и жизнь проклянешь. Из магазина в аптеку, из аптеки к модистке, от модистки в колбасную, а там опять в аптеку. Тут спотыкаешься, там деньги потеряешь, в третьем месте заплатить забудешь и за тобой гонятся со скандалом, в четвертом месте даме на шлейф наступишь... тьфу! От такого моциона так осатанеешь и так тебя разломает, что потом всю ночь кости трещат и поджилки сводит. Ну-с, поручения исполнены, всё куплено, теперь как прикажешь упаковать всю эту музыку? Как ты, например, уложишь вместе тяжелую медную ступку и толкач с ламповым шаром или карболку с чаем? Ну, вот и смекай. Как ты скомбинируешь воедино пивные бутылки и этот велосипед? Это, брат, египетская работа, задача для ума, ребус! Как там ни упаковывай, как ни увязывай, а, в конце концов, наверное, что-нибудь расколотишь и рассыплешь, а на вокзале и в вагоне будешь стоять, растопыривши обе руки, раскорячившись и поддерживая подбородком какой-нибудь узел, весь в кульках, в картонках и в прочей дряни. А тронется поезд, публика начинает швырять во все стороны твой багаж: ты своими вещами чужие места занял».
«Трагик поневоле» А. Чехов
"Поездов ходит порядочно, но ровно столько, сколько ходило 5-6 лет назад, а Дачные местности разрослись. С пассажирами обращаются как со стадом баранов, вагоны берутся приступом, а мест нет даже в 1-м и 2-м классе"
(Московский листок. 1913. 18 июня).
Такие мытарства отцов Дачных семейств были постоянной темой для шуток и фантазий.
Журнал «Дачник» в 1912 году зафиксировал новые «Дачные» поговорки и пословицы:
· «назвался Дачным мужем — таскай из города кульки»,
· «кто на Даче не живал, тот кульков не таскал»
Раздел «Дачная фауна» выделял разновидности «дачных животных»:
· «верблюд» — Дачный муж, «животное вьючное, выносливое»,
· «олень» — дачный муж, имеющий миловидную супругу.
«Из этого забытья меня выводил какой-то неугомонный пассажир, жужжавший около меня, как осенняя муха. Это был мужчина в критическом возрасте, в котелке и золотом пенсне. Сначала он потерял свои вещи, потом свою даму в синей вуали, потом еще что-то – вообще, он ужасно суетился, представляя своей особой типичный образчик дачного мужа. Дама в синей вуали, видимо, капризничала и говорила несчастному очень обидные и ядовитые вещи, потому что он делал умоляющее лицо и начинал виновато улыбаться, как только что наказанная собака. Чтобы искупить свои прегрешения, он пускался на отчаянное средство: навешивал на себя все картонки, узелки, пакеты и свертки, брал в руки саквояжи, подмышки два дамских зонтика и превращался в одного из тех фокусников, которые вытаскивают все эти вещи из собственного носа и с торжеством удаляются со сцены, нагруженные, как верблюды. Этот маневр бедняге удавался, и дама в синей вуали улыбалась»
Д. Мамин-Сибиряк «Черты из жизни Пепко»
Надо отметить, что как бы иронически ни относились к Дачным мужьям, именно благодаря им Дачная жизнь приобретала разнообразие. Проводы на вокзал и встречи с вокзала Дачных мужей были светскими ритуалами Дачных семей. На Дачных вокзалах устраивались концерты и ставились спектакли. Даже самим своим названием «вокзал» обязан увеселительным мероприятиям, которые проводились там (до этого «воксалами» называли увеселительные места, в которых проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками). Но об этом, пожалуй, расскажем в другой раз.
Шампаньолики
Среди Дачных отцов семейств были и те, кто имел возможность не расставаться на лето со своей городской квартирой, жить всю неделю в городе, а на Дачу приезжать только в выходные.
«Главы питерских семейств, уезжавших на Дачу, были, вообще говоря, двух видов – Дачные мужья и шампаньолики. Дачные мужья с мая по сентябрь отказывались от городской квартиры (снимать ее было довольно дорого) и после работы ехали за город к семье. Что отнимало уйму времени и сил. Шампаньолики же, напротив, позволяли себе оставаться в городских квартирах, навещая семьи по выходным. Почему-то считалось, что среди недели шампаньолики встречаются друг с другом, играют в карты и пьют – естественно, шампанское»
Е. Водолазкин «Авиатор»
Слово "шампаньолик" всегда произносилось с оттенком восхищения и зависти.
«По своему достатку мой отец был, скорее, дачным мужем, но вел себя, как отъявленный шампаньолик. Всё дело было в том, что в мае он не любил заниматься перевозкой мебели на склад, а в сентябре – поисками квартиры и опять-таки – перевозкой мебели со склада»
Е. Водолазкин «Авиатор»
Сегодня Дачные мужья уже не такой ироничный типаж. Добираться до Дач стало просто и быстро, развитая инфраструктура Дачных местностей, интернет, пункты выдачи заказов (все это есть в окрестностях Загородного клуба «Дачники.») освободили работающих отцов семейств от необходимости быть «животным вьючным, выносливым». Но встречают отцов Дачники с той же радостью, что и век назад.