Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #4.3/Дети старых богов/3.Асгард против Ванахейма

Оглавление

Дети старых богов

3.Асгард против Ванахейма

У греков, как мы знаем, было нема­ло богов. У римлян - еще больше, поскольку римляне, как сороки, тащили в свой пантеон небесных по­кровителей каждого завоеванно­го ими народа. Но еще больше было богов у скандинавов...

В XI веке немецкий хронист Адам Бременский описал главное языческое святилище свеонов, то есть шведов, недалеко от Сигтуны.

Устройство их мира

У них, сообщал Адам, имеется капище, которое называется Уп­псала. «Около этого храма растет большое дерево с раскидистыми ветвями, вечно зеленое и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, бросая туда живого человека; если тот не всплывает, то это значит, что желание народа осуществится. Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих».

Древо мира Иггдрасиль
Древо мира Иггдрасиль

Дерево, о котором упоминает Адам, — это, скорее всего, тис, и символизирует оно древо мира Иггдрасиль. На Мировом древе и под ним живут разные существа, взаимодействующие между со­бой: под землей грызет его корень дракон Нидхёгг, на верхушке си­дит орел, а между его глаз — ястреб, на ветвях живут четыре оленя. Между орлом и драконом постоянно курсирует белка, перенося­щая сообщения. Источник, в который бросают живых людей, — это Урдарбруннр, рядом с которым обитают три норны, управляющие судьбой. Золотая цепь вокруг святилища — это Тлейпнир, символи­ зирующая, что злобный волк Фенрир, который должен сожрать мир, надежно ею скован.
Иггдрасиль символизирует Вселенную и состоит из трех ярусов: на нижнем, там, где корни дерева, находится мир мертвых Хельхейм, на верхнем, разумеется, мир молодых богов - Асгард, на самом ство­ле - человеческий мир Мидгард. А по окружности ствола располо­жены остальные шесть: мир огня Муспельхейм, мир мрака и смерти Нифльхейм, мир богов старой расы Ванахейм, мир ледяных гигантов Йотунхейм, мир темных гномов Свартальвхейм, мир альвов и фей Льёсальвхейм. Боги, как видите, делились на две категории: старые и молодые. Старые заняли место среди прочих существ, хотя выпол­няли важную функцию — от них зависело плодородие. Но на верши­ не оказались воинственные молодые особи во главе с Одином.

«Смерть Бальдра», Кристофер Вильгельм Эккерсберг, 1817 год
«Смерть Бальдра», Кристофер Вильгельм Эккерсберг, 1817 год

Обитатели Асгарда

Асгард, как рассказывает Младшая Элла, был построен великаном-йотуном, которому пообещали в награду Солнце, Луну и богиню Фрейю. Но когда дошло дело до оплаты его труда, оказалось, что великан не уложился в срок. Боги платить отказались, а когда тот стал швырять в них камни, попросту убили.
Главным богом в Асгарде считался Один, питавшийся сугубо ме­дом поэзии, дарующим мудрость и красноречие, поэтому он говорил стихами и любил загадывать загадки. Именно он принес в Асгард ру­ническую письменность. Один был воином и поэтом, он мог вселить в человека отвагу, дать ему сверхъестественную силу. Дабы получить умение видеть прошлое и будущее, он вырвал себе глаз и провисел девять суток вниз головой на Мировом древе. Атрибутом Одина счи­талось копье, поэтому в битве викинги потрясали копьями и при­зывали его помощь. Бог был любознательным и любил появляться среди людей в человеческом обличье, с большим удовольствием он соблазнял женщин и обзаводился потомством. Официальных жен у него было три — Сага, Ринд и Фригг, неофициальных — не сосчи­тать. В конце зимы он выезжал верхом на восьминогом коне Слейпнире в сопровождении двух волков, символизирующих стужу и тьму, и двух воронов, символизирующих весну и пробуждение природы.
Тюр и Тор, сыновья Одина, занимали почетное второе место. Тюр считался богом храбрости и самоотверженности в бою, свою правую руку он потерял, пытаясь заковать в цепь волка Фенрира. Рыжебо­родый силач Тор был богом грома, его атрибутами считались вол­шебный молот Мьёльнир, следующий указаниям хозяина и всегда к нему возвращавшийся, колесница, которую везли два козла, же­лезные рукавицы и волшебный пояс силы Мегингьёрд, который де­лал Тора непобедимым. Еще один сын Одина, Хеймдалль, обладал даром провидения, он должен был в день конца света про­трубить в рог и созвать асов на последнюю битву. Атри­бутами Хеймдалля были рог единорога Гьяллархорн, рев которого был слышен на лю­бом расстоянии, конь с золо­той гривой и золотой меч.

Один въезжает на Слейпнире в Валгаллу
Один въезжает на Слейпнире в Валгаллу

В целом, в Асгарде жил род Одина — сам патриарх и его сыновья со своими женами. Исключение составлял только Локи, который не был асом. По одним сведениям, Локи был бастардом от отца Одина, по другим - его побратимом. Локи считался у свеонов богом огня, обмана и лукавства. Из-за него боги влипали в неприятные ситуации, тем не менее Локи потом их сам и распутывал. И всегда с большой выгодой для себя. Еще он умел принимать обличье любого животного и легко менять пол. Так что в результате его случайных связей на свет явились такие чудовища, как волк Фенрир, богиня смерти Хель, морской змей Йормунганд и тот самый конь Слейпнир, способный путеше­ствовать между всеми девятью мирами.
Кроме этой компании богов, в Асгарде проживали также 11 бо­гинь, сопровождающих жену Одина.

Бог Тор: в правой руке он сжимает молот, который называется Мьёльнир
Бог Тор: в правой руке он сжимает молот, который называется Мьёльнир

Ваны и асы

Ваны были богами древности, которые не захотели подчинять­ся воинственному Одину. Поэтому и жили не в Асгарде, а в своем собственном мире. Все они были связаны с природными явлениями и стихиями. К ванам относились богиня красоты, страсти и раздора воительница Фрейя, ее брат-близнец бог лета и плодородия Фрейр, морской бог Ньёрд и покровительница охоты Скади, а кроме них — несчетное количество сыновей, дочерей и внуков.
У Фрейра есть магический меч света, способный поразить любо­го противника и растопить стужу, и корабль Скидбладнир, который можно носить в кармане, но, если нужно, его достаточно встряхнуть, и он вырастет до нужных размеров и расправит тугие паруса, на него можно посадить огромное войско вместе с лошадьми, и он не пото­нет. Первоначально этот кораблик принадлежал Локи, и с этим свя­зана целая история.
Локи был существом завистливым, и он страшно обижался, что у жены Тора, богини Сиф, такие чудесные золотые волосы, а у него — нет. И как-то, усыпив бдительность богини, Локи ее... остриг. На­ голо. Сиф решила, что стала некрасивой, и решила уйти из Асгарда в мир гномов. И никак ее было не переубедить. Асы рассердились на Локи и пригрозили ему смертью. Тот перепугался и побежал к зна­комым гномам, умоляя, чтобы те изготовили тончайшие волосы из золота. А пока они этим занимались, он убедил, что ему пригодятся и другие артефакты — тот самый кораблик и волшебное копье Гунгнир, которое легко пробивало любую преграду. Но по дороге в Ас­гард Локи завернул в гости к другим гномам и стал похваляться свои­ми приобретениями. «Ха, — сказал он, — ставлю собственную голову, что ничего чудеснее вы не сумеете сделать». Гномы взялись за работу. Увы, они сделали вепря с золотой щетиной Гуллинбурсти, умеющего бежать по воде и по воздуху и освещать непроницаемую тьму, золотое кольцо Драупнир, порождающее такие же золотые кольца, и железный молот Мьёльнир, обладающий не менее чудесными свойствами. И стали собираться в Асгард, где уже собрались все боги — и старые, и молодые. Судьями боги назначили Одина, Тора и Фрейра.
Первым на суд явился Локи. Волшебное копье, поражающее ве­ликанов, он подарил Одину. Золотые волосы - богине Сиф, она при­ложила их к голове, и волосы тут же приросли, как родные. А ко­раблик получил в подарок Фрейр. Вот таким образом бог обзавелся столь полезным атрибутом, но история Локи на этом не кончается. На суд пришли гномы и предъявили сокровища. Волшебного вепря они подарили Фрейру. Золотое кольцо - Одину. А железный молот достался Тору. Молот так ему понравился, что Локи все понял: сей­час ему гномы отрубят голову. И он сбежал. А следом бросился разъ­яренный Тор и приволок Локи в Асгард. Судьи единодушно поста­новили: удовлетворить иск гномов, отдать им голову Локи. «Нельзя снять голову, не разрубив шею», — сказал в свою защиту Локи. Один, Тор и Фрейр только вздохнули. И Локи просто зашили рот. Впрочем, ненадолго.

Волк Фенрир отгрызает руку Тору
Волк Фенрир отгрызает руку Тору

Адам Бременский, описывающий святилище в Уппсале, говорит о трех особо почитаемых идолах свеонов — верховном божестве Водане (Одине), боге грома Торе и боге плодородия с эрегированным фаллосом Фрикко, то есть Фрейре. Так что на уппсальском алтаре находилась любопытная троица - два бога из Асгарда и один из Ванахейма. Те самые, которые судили Локи.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)