Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Пережившая войну и поляков, 90-летняя пенсионерка из Вилейки просит уложить возле дома тротуар

В 90 лет Ядвига Базар читает новости, знает польский язык и любит передачу на радио, «где люди пишут письма». У нее – трое детей, шесть внуков и шесть правнуков. Накануне пожилых людей поговорили с женщиной, которая пожила уже в двух веках, после войны шила фуфайки, а в 70-х поднимала завод «Зенит», который гремел на весь СССР.

-2
-3

Ядвига Иосифовна живет с дочерью Людмилой на тихой улице, названной в честь поэта-демократа Эдварда Желиговского. Бабушка встречает нас в модном пальто и улыбается, опираясь на ручки специального кресла с колесами.

– В детстве играли во дворе. Я упала и травмировала бедро. Врач сказал, что кость вовремя на место поставили. Родители все время в поле были. Пятерых детей надо было поднимать. Так и прожила всю жизнь с больной ногой, I группу дали, – рассказывает Ядвига Иосифовна.

-4

Героиня текста выросла в деревне Макаричи. Закончила три класса сельской школы. Вспоминает, что отдельной школы не было, все дети учились в одном классе.

-5

Ядвига Иосифовна жила под разной властью, повидала и поляков, и немцев.

– Я родилась под Польшей. Жилось по-разному: кто трудился, тех паны не обижали, платили добром (зерно – прим.авт.). Почти в каждом дворе в деревне держали свиней и коров. Скотину поляки не забирали, но «падаткi» им платили, – вспоминает бабушка. – А в войну возле Макаричей немцы стояли. Дядьку нашего убили. Подстрелили, а он еще живой был. Слышала, как он просил, чтобы выстрелили, лишь бы не мучился – убили. А за болотом сидели партизаны. Вечером одни в деревне, днем – вторые. Раз партизан пришел, хотел гуся забрать. А я в слезы: растила, а ты заберешь? Деревня наша в войну уцелела. Потому большого голода не было. Скотина была, поле горохом засевали, потом на блины в жерновах терли.

Ядвига Иосифовна родилась самой последней в семье. Когда ей было 15, умерла мама. Пятерых детей, вспоминает, отец поднимал в одиночку, а потом женился второй раз.

-6

В 32 года Ядвига Базар вышла замуж тоже за вдовца.

– В молодости про этот «замуж» никогда не думала: хромаю, кто ж возьмет такую? А потом нотариус Яна посватал. Был вдовец. Культурный и спокойный. У него было два сына – Влад и Витя. Первая жена Катя была учительницей и умерла в 28 лет из-за почек. Я с ее сестрой работала. Бедненькая, так мне жалко было. И мальчиков ее: одному – пятый год, второму – три, а они без мамы остались. Ян меня часто хвалил, что его детей доглядела. А потом у нас Люда родилась. Прожили мы с Яном 38 лет. Всякое было, трудились много, но жили дружно, – говорит Ядвига Иосифовна.

В молодости она научилась шить. До замужества уехала в Вилейку «с чемоданчиком и подушкой». На жизнь зарабатывала в КБО.

– Мужские фуфайки шили, костюмы и плащи резиновые. Зарплата у меня хорошая была – 600 рублей. С первой купила вату, ткань и пошила одеяло, – вспоминает она.

А на пенсию уходила с завода «Зенит», отработав 13 лет в три смены в компрессорном цеху.

– Людей в Вилейке море было. На обед шли, в город. А танцы какие в молодости были, – улыбается долгожительница. – В парке полная танцплощадка. В кино ходили, артисты приезжали, оркестр играл. Муж на Ремзаводе работал, так и там артисты пели. На танцы в платьях ходили, скромней одевались. Не такие оголенные были, как сейчас. В выходные как заиграет музыка, на площади слышно. А теперь люди другие стали, закрылись, каждый сам по себе, – говорит бабушка.

90-летняя Ядвига Иосифовна еще разбирает буквы. Читает журналы, книги и молится. Говорит, читая молитвы, выучила польский. А в свое время пела в костельном хоре.

-7
-8

Напоследок бабушка заговаривает о наболевшем – дороге у дома.

– По двору похожу, по дому, а по улице «нiяк». Тротуара нет, колеса мои не проедут. У соседей несколько детей-школьников в школу ходят, а на дороге той и снег, и грязь.