Найти тему
Отдел Нравов

История русского мата и вопрос о его использовании в настоящем

Песня "Мы за всё хорошее" группы "Ленинград" вполне могла бы стать гимном моего проекта "Отдел Нравов". Мы, действительно, за всё хорошее, только вот есть один момент. В данной композиции очень много мата, а я как бы тут за нравственность борюсь. И так исторически сложилось, что нецензурная брань является признаком падения той самой нравственности.

Сейчас за публичное использование мата законом предусмотрено наказание, то есть вопрос не только моральный, но и юридический. Подобная лексика в общественном месте является мелким хулиганством, регулируется Ст.20.2 КоАП РФ.

Данный закон вызвал много споров в обществе, ведь мат - это оказывается богатейшее наследие русского языка, чуть ли ни его фундамент.

На мой взгляд, без него прожить можно. Сам я не ругаюсь более 11 лет, с 10 класса. Просто поставил себе цель отучиться и удалось это в короткий срок. Но при этом спокойно слушаю группы, в текстах которых полно нецензурной лексики.

При этом никто не говорит о его полном искоренении, это невозможно, да и не нужно.

И бороться с матом начали не только в современной России. А с первых времен введения христианства на Руси.

Статус нецензурного был за ним был закреплен в 18 веке.

И борьба именно христианства с матом совсем не случайна. И во многом она объясняет историю происхождения брани на Руси.

Тюркское влияние - миф, упоминание о матерных словах есть еще в новгородских берестяных грамотах десятого века. Самая известная, как грамота № 955. Текст - "Ѿ МилУшѣ къ Марьнѣ. Коси вѣликее пъехати бъ еи за Сновида. Маренко! пеи п***а и сѣкыле!Рѣкла ти! такъ Милушѧ: въдаи 2 гривене вецѣрашенеи".

-2

Перевод - "От Милуши к Марене. Большой Косе — пойти бы ей замуж за Сновида. Маренка! Пусть же напьются п***а и клитор!»; приписка: «Говорит (букв. сказала) тебе Милуша: дай две гривны вчерашние".

Данные строчки являются важной частью свадебного ритуала, где продолжению рода, зачатию, уделялось особое, сакральное внимание. И данные ритуалы являлись именно языческими.

После Крещения Русь стала бороться с идолопоклонством и его атрибутами, следовательно, и с лексикой, известной нам, как матерной.

https://www.pinterest.ru/pin/851884085751768910/
https://www.pinterest.ru/pin/851884085751768910/

Противники "плохих словечек" говорят, что их употребление свидетельствует о безграмотности, глупости, с чем-бы поспорили многие поэты, писатели, ученые, дипломаты. Поэтому данное утверждение, как минимум, спорно. Но опять же надо разделять использование мата. Одно дело - специальное добавление остроты, колорита, игра слов, другое - когда, действительно, не хватает словарного запаса.

Обширно мат используется в современном юморе, и тут всё еще проще. В данном случае брань становится "запрещенным приемом", который в момент расслабит и рассмешит большинство зрителей. Держать аудиторию без подобных слов - это настоящее мастерство, которое дано не каждому. Но если комик за часовой монолог пару раз прибегнет к данному приему, то нельзя всё его выступление сводить к мату и вешать на него ярлык. Как исполняет группа "Anacondaz" - "Эй! Любители погорячей!
В фигуре Давида чётко видят только, только член."

-4

И тут с музыкантами полностью согласен. Но и тотальное оправдание мата, его нарочитое использование, особенно в интервью, показывая какие мы все раскрепощенные, настоящие, не то что в телике, губительно, на мой взгляд.

Из русской речи, культуры, глобально данную лексику не вырезать. Но каждый из нас отдельно вполне может прекрасно жить без мата - писать песни, монологи, шутки, просто разговаривать, на деловой встрече или на кухне. И менее яркой наша жизнь без этого не станет.

Подписываемся на мой канал - https://t.me/otdelnravov

Поддержите автора подпиской на блог, и не забываем материть меня в комментариях.

#русский язык #древняя русь #мат #русский мат #ленинград #сергей шнуров #христианство #крещение руси #отдел нравов