Убедить школьника сходить в театр — задача порой непростая. Но уж если получилось, выбирайте «комбо» известного литературного произведения и классического балетного искусства.
«Онегин» в Большом
Часто современным подросткам бывает непонятно, почему пушкинский роман в стихах когда-то называли «энциклопедией русской жизни». Чтобы вникать в текст первоисточника было проще, стоит посетить балетную постановку британского хореографа Джона Крэнко, которая идет на Новой сцене Большого театра. В этой редакции зрители увидели спектакль на музыку Чайковского в 2013 году.
Мировая же премьера «Онегина» состоялась в 1965 году. Известно, что балетмейстер Крэнко посвятил более 8 лет этой постановке: роман Пушкина был для него одним из любимых произведений.
История любви Татьяны и Онегина — в основе постановки. Три кульминационных момента на сцене — письмо к Онегину в первом акте, отповедь главного героя во втором и письмо Евгения в третьем. Этот балет демонстрирует удивительно глубокую и трагичную историю любви, одну из самых ярких в русской литературе, и этим, бесспорно, важен для «воспитания чувств» в подростковом возрасте.
«Анна Каренина» в Мариинке
Балет по роману Льва Толстого на петербургской сцене поставил Алексей Ратманский в 2010 году. За десятилетие, проведенное в репертуаре театра, эта постановка утвердилась в статусе классической.
Публика любит этот балет за сюжетную близость к первоисточнику и роскошные декорации, а среди критиков даже закрепилась характеристика «балет-роман». Как и в случае с балетным «Онегиным», любовная линия здесь является основным двигателем сюжета. А лейтмотивом и важным символом по праву стал поезд: постановка начинается сценой на вокзале и завершается слепящими прожекторами будто бы мчащегося вагона. На протяжении всего действия вагон поезда остается на сцене и периодически вращается.
Про эту постановку Ратманский однажды сказал, что не стремился показать философию Толстого, зато эмоции персонажей ему удались. Такой подход к прочтению классика наверняка будет близок подрастающей зрительской аудитории: трагическая история любви и жизни без «морализма» Льва Николаевича.
«Ромео и Джульетта» в Большом
В репертуаре главного театра страны есть два балета по шекспировской трагедии. На Исторической сцене более четырех десятилетий идет постановка Юрия Григоровича, а с 2017 года к ней добавился одноименный спектакль Алексея Ратманского, который обосновался на Новой сцене. Вечная история любви, изложенная языком классического балета, — отличная возможность приобщить к большому искусству типичного представителя поколения Z.
Обе постановки выглядят абсолютно традиционными за счет классической хореографии, костюмов эпохи Возрождения и канонического сюжета. Музыка Сергея Прокофьева — еще одна вневременная константа, с которой хочется знакомить подростковую аудиторию.
«Каменный цветок» в Мариинке
Постановку Юрия Григоровича 1957 года, с которой он дебютировал в качестве хореографа, возобновили на петербургской балетной сцене 5 лет назад. Литературным материалом стали уральские сказы Павла Бажова — пожалуй, современные школьники вполне могут отнести эти сюжеты к жанру фэнтези. Изначально постановка создавалась как драмбалет — а значит, сюжетные перипетии в ней так же важны, как музыкальное сопровождение. Для восприятия такой балет проще, чем бессюжетные постановки, поэтому его смело можно рекомендовать даже для младшего школьного возраста.
Яркие сценические костюмы, выполненные в оттенках заветных горных самоцветов, классическая балетная хореография и понятные всем темы любви и творчества — благодаря им зрители уже много десятилетий посещают спектакль семьями.
«Чайка» в Большом
Недавняя премьера Большого придется по душе подрастающей аудитории благодаря своему авангардному звучанию и смелым образам персонажей. В Треплеве молодые зрители смогут отчасти узнать себя: образ героя на сцене получился немного рок-н-ролльным и хулиганским.
Возрастная маркировка спектакля — с 16 лет, и творчество Чехова как раз проходят в старших классах школы. Историческая основа спектакля тоже будет понятна зрителям этого возраста: хореограф Юрий Посохов и автор либретто Александр Молочников перенесли действие в Советский Союз эпохи застоя. Кстати, в одном из интервью Молочников так сформулировал тему балета и аудиторию, которой она будет интересна:
«В этой пьесе заложен серьезный разговор об искусстве, противостояние матери и сына, борьба консерватизма и авангарда (не люблю это слово, но назовем это так). Этот разговор будет актуален всегда… Интересно ли это тиктокерам? Откровенно говоря, вряд ли, но молодые люди сегодня — это не только тиктокеры».
А еще на нашем сайте мы рассказываем о самых известных балеринах и хореографах, знакомим с балетными терминами и мировыми танцевальными школами.