Чехословацкий социализм закончился, полагаю, с бархатной революцией 1989 года. Я же по роду службы отца проживал с 07.1987 по 12.1990 годы. Т.е годы моего проживания пришлись на закат социалистической системы в Чехословакии и в преддверии разделения страны на Чехию и Словакию. Но все-таки в моей памяти отложилось еще единое чехо-словацкое государство, а значит и единый транспортный комплекс, который до сих пор сохраняет признаки того, что вышел он из единого целого, хотя уже даже в самой Чехии парк подвижного состава стал разнородным.
Я проживал в двух городках – моравско-силезском Брунтале и словацкой Ельшаве, там стояли части Советской армии. Города были небольшими по российским меркам, особенно Ельшава, больше походящее на крупное село. Соответственно в Ельшаве городского транспорта не было, хотя город насквозь пронизывала дорога Муран – Ревуца – Ельшава с ответвлением до Рожнявы и Штитника. По этой дороге проходили маршруты пригородных и междугородних автобусов, в черте города было несколько остановок, так что теоретически можно было проехать на автобусе из одного конца города в другой, иное дело, что практической целесообразности в этом не было. Брунталь же был крупнее, население порядка 16000-20000 человек, по чешским меркам не крупный, даже не средний, но и не самый небольшой город. Общественный транспорт был представлен 4 маршрутами автобусов. На линиях, проложенных через весь город курсировали городские автобусы «Кароса» В731 (В732), честно даже сейчас внешне я не отличу модификацию В731 от В732, а тогда вообще знал только марку «Кароса», модель мне не была известна, таки было мне 11-14 лет. Автобусы были покрашены в стандартный красно-кремовый или красно-белый цвет, данная окраска была стандартной для городских машин. Но ими я не пользовался, школа, гарнизонный Дом офицеров, городок, а тем более продуктовые магазины, павильон с мороженным, любимый магазин «Горал», центр – все это было рядом, а если ходили с родителями или компанией куда-то дальше – то все равно не было особого смысла ездить на автобусе, особенно, когда гуляли.
Вообще в Чехословакии пользовались только пригородным транспортом, городским транспортом воспользоваться не пришлось. Скорее всего, из-за того, что жил в небольших населенных пунктах. Но общественный транспорт видел, включая электрический. Вот об этом краткий рассказ, где что видел.
Трамвай.
Видел в трех городах – двух чешских или скорее моравских и одном словацком. Оломоуц был нашими воротами в Чехию (Моравию), именно здесь мы садились или выходили из поезда Москва – Миловице – Москва. Трамвайная линия до сих пор проходит рядом со зданием вокзала, так что ожидая или поезд или машину, которая отвезет нас в Брунталь, можно было встретить и рассмотреть немало трамваев, в районе вокзала линия также поворачивала на путепровод через железную дорогу и просматривалась из окна поезда, а раз мы по нему и проехали, просто маршрут через город мог быть разным и как-то мы ехали через конечную 4 маршрута трамвая и фактически объехали всю линию до вокзала. Если мы ехали другой дорогой, то трамвайные пути какое-то время шли параллельно дороге, пока не поворачивали налево и не уходили вглубь города. Все трамваи были модели «Татра» Т-3, трехдверные, а иных собственно и не было, во всей бывшей Чехословакии был лишь один двухдверный вагон. Изначально они ходили одиночкой, но в один из приездов в Оломоуц наблюдал у вокзала обкатку двухвагонных систем без пассажиров.
Еще один город, где встречал трамвай – была столица чешской Силезии – Острава. Тогда этот город был столицей всей Северной Моравии. Здесь трамвайный парк был намного разнообразней. Помимо поездов из трехдверных вагонов Т-3, попадались модернизированные вагоны Т-2 (с нижней частью переда с двумя фарами под Т-3), которые казались «старичками», а также, раз мне встретился сочлененный вагон К-2. Кстати, все чехословацкие Т-3 не имели розеток высокого напряжения, а при работе в составе поездов из двух вагонов, были подняты токоприемники на обоих вагонах. В Остраве я был дважды, первый раз мы приезжали в город в гости в чешскую школу, особо по городу не гуляли, но тем не менее в районе школы и еще в одном из кварталов прошлись и по улицам города, но в дороге на автобусе мы, можно сказать, осмотрели половину города, включая и трамвайную сеть. Второй раз мы ездили через Остраву в другой город – Гавиржов. Путь проходил уже через один из спальных районов, в который или через который шла трамвайная линия, правда на ней мне попадались исключительно системы из двух Т-3. Еще с той поездки запомнилась площадка автобусов, где стояло немало венгерских «Икарусов-280».
Единственным словацким городом, где я видел трамваи, был Кошице. К сожалению, я уже не знаю по каким причинам не взяли с собой меня мама и ее подруга, когда они ездили во второй по величине город Словакии на шопинг, хотя мне очень хотелось этого, но город мы проезжали на поезде, а также, особенно при поездках в прицепном вагоне Зволен-Москва-Зволен долго стояли на станции, так что на перрон выходил. С железнодорожной станции просматривается трамвайное кольцо у вокзала, так что как рассвело, несколько часов наблюдал движение трамваев через кольцо. В 1990 году помимо трамваев модели Т-3 это были еще и трехсекционные двухсторонние вагоны модели КТ-8Д5, которые мне очень нравились, так как я видел публикацию об опытном вагоне такого типа в Москве в журнале «Наука и жизнь» в одном из номеров за 1989 год. Также при поездках на поезде в черте Кошиц был как минимум один путепровод с трамвайной линией в один из спальных районов, линия и вагоны на ней частично просматривались из окна поезда. Еще вспоминается момент, что проезжая в черте Кошиц, из окна увидел базу металлолома и там были остатки, например, передние или задние части, от трамвайных вагонов Т-3.
Троллейбус.
С троллейбусом повезло меньше. Из двух поездок в Остраву троллейбус я видел лишь один раз, надо сказать местная троллейбусная сеть менее развитая, чем трамвайная и сконцентрирована лишь в отдельных частях города, в то время, как трамвайные линии проходят в большей его части. Был удивлен, что в более крупной Остраве работают как мне казалось «старинные» троллейбусы модели «Шкода-9Тр», других я не встречал, впрочем, мне и попалось всего несколько машин.
Еще одним городом тогда Северной Моравии, а ныне Моравской Силезии, где я встречал троллейбус, была Опава. В Опаву иногда жены офицеров, ездили на шопинг, город был больше, нежели Брунталь и там больше был выбор одежды, тканей и т.п. В Опаву мы ездили на автобусах, при въезде в город было троллейбусное кольцо второго маршрута, вот только не помню после переезда или еще до него, и до самого центра мы ехали по улице, где ходил троллейбус. В те годы, 1988 -1989, на втором маршруте работали исключительно ставшими ныне раритетными машины модели «Шкода-9Тр». В центре города среди застройки ютилось и троллейбусное депо, можно сказать во дворе домов, я хорошо помню контактную сеть, протянутую к депо по узкому проезду между домами. Депо было тесное, а на его территории просматривалось несколько «Шкод», 9 и 14 моделей. Через центр, где мы в основном и бывали, проходили все троллейбусные маршруты того времени – 1,2,3,4. На других маршрутах, помимо девяток встречались машины «Шкода-14Тр», более современные, да, кажется, они уже и преобладали, чем провинился 2 маршрут, что на него выпускали исключительно «девятки» сложно сказать. Опаву мы проезжали, при поездках в Остраву и Гавиржов, так что город и троллейбус удавалось осмотреть и при транзите через Опаву. С той поры много изменилось, в Опаве было построено новое современное троллейбусное депо, уже и «Шкоды-14Тр», которые тогда казались верхом современности, ушли в Опаве в историю, да номера маршрутов изменились.
На этом собственно все, больше я троллейбусов в Чехословакии не видел. В Жилине, половину которой я видел, при переезде из Моравии в Словакию, троллейбусы пустили позднее, уже во времена независимой Словакии. Аналогично Кошице, троллейбус был пущен уже в 90-е, а ныне благополучно закрыт.
Что касается автобусов, то тут сложнее. Во-первых, они не так заметны, как трамваи, во-вторых, проездом я бывал во многих городах, также, как и ездил в некоторые на дружественные встречи или с мамой на шопинг и не везде было время или желание следить за автобусами. Но хотелось бы сказать следующее. Во-первых, в основном работали одиночные автобусы «Кароса» В731 или В732 на городских маршрутах. В крупных городах, вроде Остравы, Кошице и т.п. встречались также сочлененные венгерские «Икарусы» красно-белого цвета, во-вторых, машин прежних поколений городского типа «Кароса»-ŠM11 практически уже не встречалось, хотя на пригородных линиях я на подобных пригородной модификации ездил, причем в Моравии, в Словакии были машины 700-го семейства. Но о пригородных автобусах в другой раз.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети "Интернет".
Наша группа в ВК:
ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки
Другие материалы канала:
Еще одна небольшая идея, связанная с тульским автобусом
2017 год - последний год работы трамваев Т-3 в Туле
#городской транспорт
#общественный транспорт
#пассажирский транспорт
#транспорт
#трамваи
#троллейбусы
#автобусы
#чехословакия
#чехия
#словакия