Найти тему
BookinTabb

Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Многие знакомы с Квазимодо и Notre-Dame de Paris по диснеевскому мультфильму 1996 года. И если вы любите наблюдать за тем, как добро побеждает зло, то пересмотрите его еще раз, а здесь я расскажу про его печальный, мрачный оригинал.

Эта трагическая история одна из тех, после прочтения которых остается незабываемое послевкусие. Но это определение, думаю, слишком позитивно характеризует произведение Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", поэтому я бы сказала, что оно оставляет скорее тяготеющий осадок внутри. Книга запомнилась мне не только своим динамичным сюжетом и готической атмосферой того времени, но она также по-своему особенна для моей души. Ее обложка стерта соленой водой и белым песком, обожжена горячими солнечными лучами, а страницы пропитаны запахом морского бриза. Я каждый день читала ее на пляже под звуки морского прибоя, и в моей голове красочно разворачивался антураж Франции XV века.

Роман-трагедия, где из четырех выжил лишь один, который никогда никого не любил. Его судьбе могли позавидовать многие, ведь капитан стрелковых отрядов Феб де Шатопер "вышел сухим из воды", оставил за собой блистательную репутацию и овладел богатой невестой. Других же погубила адская, испепеляющая, мучительная, отравляющая всех и вся любовь, которая не похожа на смерть, ведь она и есть сама смерть.

-2

Так влюбиться и так любить можно лишь раз в жизни и, скорее всего, придется унести эту любовь с собой в могилу. Три любовные линии, в каждой из которых любовь одинакова извращена вне зависимости от характера ее хозяина и от того, как он ее проявляет. У всех трех был один конец - погибель, и каждый умирал, когда думал, что навечно свободен и спасен.

"Три мужских сердца, созданные различно" - название VI главы восьмой книги, где отчетливее всего наблюдаются диаметрально противоположные черты характеров трех главных героев.

Священник Клод Фролло, до этой поры любивший только науку, однажды увидел из окна своей кельи маленькую танцующую цыганку. Она была поистине прекрасным созданием и навечно пленила душу и разум Отца Клода. Страсть закипела в его крови, и он начал сходить с ума от любви.

-3

После отказа Эсмеральды, охваченный злобой и ненавистью он поставил шестнадцатилетнюю несчастную девушку перед страшным выбором: отдаться ему или умереть.

Он направился прямо к виселице и, указав на нее пальцем, холодно произнес: - Выбирай между нами

Цыганка молила его о смерти. Тогда обезумевший от своей несчастной любви и ревности архидьякон был готов убить ее, повесить на толстой веревке, лишь бы она не смогла достаться никому другому.

Так умри же ты! Никто не будет обладать тобой.

Дьяволом во плоти Клода Фролло сделала копившаяся в его душе страсть, которая никогда не имела выхода наружу. Он сторонился женщин, и всякий раз, когда его одолевали нечистые мысли, он искал прибежище у науки, подавляя свое природой обусловленное желание. Под маской хладнокровия и спокойствия внутри бурлила ревность, стремление быть рядом с ней, желание вечно владеть ею. В конце концов это свело его с ума и переродилось в ненависть. Автор приводит определение ненависти, как искаженной любви.

Но я не отношусь к нему, как к отрицательному персонажу. Почему? Отец Клод в юношестве был способен испытывать чистую, самую настоящую любовь и привязанность к своему младшему брату Жеану. Его забота о жизни мальчика была искренней и до щемления в сердце трогательной. Клод был добродушным, сострадательным, очень трудолюбивым и любопытным юношей. Он ничего не жалел для своего единственного родного брата и стремился обеспечить ему достойную жизнь не только в материальном, но и в духовном аспекте. Чтобы искупить все будущие прегрешения брата перед Господом Богом, Клод дал себе обет, что воспитает маленького подкидыша - Квазимодо.

Здесь стоит сказать, что Клод Фролло действительно хорошо справился с поставленной задачей. Не смотря на уродливую внешность, душа Квазимодо была прекрасна. Она заключала в себе благородство, чистую любовь и преданность к своему хозяину, а потом и к Эсмеральде, храбрость и милосердие. Он спас несчастную девушку от первой попытки смерти на виселице и дал ей убежище, заботился о ней на протяжении всего ее "заключения" в келье Собора. Горбун защищал девушку от, как ему думалось, врагов, от тех, кто хотел ее забрать и повесить. Один против всей армии. Это был ангел, заключенный в уродливую человеческую оболочку, и, к сожалению, из-за отталкивающей внешности никто так и не увидел в нем настоящего добродеятеля.

Сердце третьего мужчины, если его так можно назвать, категорически отличается от благородного сердца Квазимодо. Капитан Феб де Шатопер был красив внешне, статен и молод, но внутри, на голых скалах его бесчувственной души зеленела, как мох, трусость и лживость. Феб был обаятелен с теми, от кого мог получить личную выгоду (в основном это были деньги). Он был не способен на более высокие чувства: его храбрость заканчивалась блестящими доспехами и умением владеть шпагой, любовь - плотским удовольствием, сострадания не было и в помине.

Накал страстей, невероятные повороты в сюжете, тайны, многочисленные предательства во имя любви, благородство и преданность, невинность и невиновность, материнская горечь об утраченном дитя, проблески надежды - все в одной книге.

Я плакала. Много-много раз. Надеялась. Чувствовала. Привязывалась к героям уже на первых строчках о них. Читала с затаенным дыханием, боясь, что созданная в голове картина сюжета испарится. Но это было невозможно, а потому - незабываемо!