Найти тему
Мозаика Гродно

Как вырастить успешную личность

Рекомендации родителям первоклассника

Как подготовить ребенка к школе, как настроиться, что малыш уже вырос и стал школьником? Что нужно делать родителям, чтобы ребенок был успешным и в учебе, и в общении со сверстниками, с педагогами, как вырастить свободную и уверенную в себе личность?

Эмоциональное равновесие – прежде всего

Когда ребенок идет в первый класс, много внимания уделяется его психологической готовности. Но она не менее важна и для родителей. Отношение родителей к предстоящей учебе ребенка играет не последнюю роль. Важно, как родители относятся к факту того, что их малыш идет в школу. Если родители (чаще мама) по каким-то причинам неспокойны, у них в голове вертятся тревожные мысли типа «как он будет без меня», «не будут ли его обижать», «как он там будет учиться», – все это будет отражаться и на поведении, и на самочувствии ребенка. Как? Очень просто.

Наверное, слышали, что ребенок живет в «эмоциональном» поле матери. И если это поле «волнуется», беспокоится и ребенок. Это физиология. Если родители окутаны страхом, не готовы отпустить малыша в неизведанный мир – школу, то и у ребенка не будет радости идти туда, где так тревожно и плохо. Ведь мама и папа все это чувствуют не зря. А ребенок привык доверять родителям. Кому же еще доверять? Поэтому важно осознавать, что эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния родителей.

Неприятный опыт родителя, что он когда-то не справился с неблагоприятными для него событиями – влияет и на его сына или дочь. Тревога порождает тревогу. Таким образом, родителю важно обращаться к себе: разобраться со своими чувствами, растить в себе внутреннюю силу и уверенность, а она, в свою очередь, будет давать внутреннюю опору ребенку.

-2

Хорошая успеваемость – это еще не все

Мечта многих родителей – хорошая успеваемость ребенка в школе. У всех разные ожидания: для кого-то – потешить свое самолюбие, избавиться от неуверенности, для кого-то – показатель родительской успешности и гордости. Отличная успеваемость в школе не означает дальнейшее счастливое и обеспеченное будущее. Важны не только оценки, но и умения, чувства, которые ребенок сможет вынести в жизнь. По возвращению ребенка из школы отложите вопрос: «Какие отметки ты сегодня получил?» Ребенку, порой, важнее поделиться своими переживаниями и чувствами о произошедших событиях в школе. Предоставьте ему эту возможность, спокойно выслушав.

Каждый раз, когда хочется отругать ребенка за плохую отметку или неаккуратно выполненное задание, вспомните себя в его возрасте, подумайте над тем, захочет ли ребенок через много лет вспоминать родительские уроки.

-3

Индивидуальный подход – важная часть адаптации

На все необходимо время. Для освоения одного и того же материала кому-то требуется больше времени, кому-то – меньше. Бывает, что учебные требования выше индивидуальных возможностей ребенка. Также не стоит забывать, что ребенок не должен обслуживать родительские амбиции и реализовывать их несбывшиеся мечты.

Не следует наказывать ребенка из-за плохих отметок лишением игр или прогулок на свежем воздухе. Для того чтобы адаптация проходила менее болезненно, важно выделять (не только для первоклассников) время для прежних игр, отдыха, баловства, прогулок, одиночества или, наоборот, встреч со старыми друзьями. У маленького ученика обязательно должно находиться время для удовлетворения собственных потребностей, получение положительных эмоций, которые помогут быстрее освоиться и восстановить силы. Первый месяц учебного года не стоит нагружать ребенка дополнительными занятиями в новых кружках и секциях.

Родителям важно помнить, что ребенок, идущий в школу, не перестает быть маленьким. Он взрослеет постепенно, проходя собственный путь. Ребенок не обязан удовлетворять родительские ожидания и демонстрировать высокие результаты. Необходимо дать ребенку возможность научиться учиться, а затем самому и в своем индивидуальном темпе пройти школьный путь, если к этому, конечно, готов родитель.

С какими бы трудностями вы не сталкивались в течение учебного года, дома создайте такую обстановку, которая поможет ребенку чувствовать себя в школе комфортно. Школьник должен понимать, что в семье его принимают и любят не за хорошие отметки, а за то, что он просто есть. Атмосфера любви и принятия задает нужный вектор жизни ребенка, помогая ему достичь хороших результатов и успехов!

Рекомендуемая литература

1. Ирина Млодик. Современные дети и их несовременные родители.

2. Ирина Млодик. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога.

Автор статьи Парада Ольга Викторовна - практикующий семейный и детский психолог.